Андрей Голубев: «В непростых экономических условиях «наказывать» семьи с одним ребёнком налогом недопустимо!»
В России могут ввести налог на малодетность. Проект концепции закона «О статусе многодетных семей» направлен президенту Владимиру Путину директором Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым, о чём пишут «Известия». Но размер налога пока не оговаривается.
Помимо этого, проектом предусмотрены меры, поощряющие многодетные семьи: приравнивание деятельности по воспитанию детей к трудовому стажу, предоставление права на бесплатное получение земли с коммуникациями и финансовая поддержка в зависимости от количества детей в семье.
Нужен ли нам налог на малодетность? Сможет ли данная концепция изменить демографическую ситуацию в Подмосковье? Какую альтернативу для повышения рождаемости вы можете предложить?
Андрей Голубев, председатель комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы:
«Я поддерживаю идею введения налога на бездетность, но категорически против налога на малодетность.
Пора понять, что вопросы демографической политики с 90-х годов прошлого века у нас находятся не в плоскости дискуссии или научных споров, а в плоскости обеспечения национальной безопасности. После демографической ямы, так называемого «русского креста» девяностых годов, российской нации реально угрожает сокращение численности населения уже в этом веке в 2-3 раза со всеми вытекающими последствиями.
На сегодняшний день в вопросах обеспечения демографической безопасности нашего государства игра идет «в одни ворота». Государство, органы власти, практически без участия общественных институтов и гражданского общества, без участия граждан, пытаются переломить ситуацию. Вводятся меры дополнительной поддержки материнства и детства, для стимулирования рождаемости - это и материнский капитал, выплата которого продлена руководством страны и который ежегодно индексируется, это и закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям, это и различные выплаты, и льготы.
Не стоят в стороне и региональные власти. К примеру, в Московской области многодетные семьи получают 18 прямых мер дополнительной соцподдержки, среди которых выплата на школьную форму 97 000 учащимся из многодетных семей в размере 3000 рублей, бесплатное питание и прочее.
Буквально две недели назад Московская областная Дума поддержала инициативу губернатора и приняла закон, увеличивающий единовременные выплаты при рождении детей в два раза (так, при рождении первого ребёнка нуждающиеся семьи получат не 10 тысяч рублей, а 20 тысяч) и увеличивающий ежемесячное пособие по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет на 1000 рублей. По сотне детских садов строится в Подмосковье в год, чтобы обеспечить нуждающихся местами в дошкольных детских учреждениях. Стартовала программа по строительству новых школ, чтобы к 2020 году избавиться в регионе от «второй смены».
Все эти меры дали свой результат - количество многодетных семей в регионе за три года выросло в два раза, превысив число 50 000. Последние два года в Подмосковье регистрируется естественный прирост населения, по рождаемости Московская область стала лидером в ЦФО. Разумеется, новые меры соцподдержки материнства, семьи и детства я только поддерживаю!
А что же общество? В обществе, особенно среди молодёжи, культивируется приоритет потребления, наслаждения жизнью, получения удовольствия и как следствие - отказ от деторождения. Ужасно, но факт: среди элиты приобретает всё большую популярность идеология «Чайлдфри» - сознательное нежелание иметь детей ради карьеры и получения от жизни максимального удовольствия. Как результат - новая угроза снижения рождаемости в стране, а также проблемы, вытекающие из-за того, что молодёжь сознательно сдвигает возраст рождения первого ребёнка к 30 годам и позже.
Вы думаете, строительство сети перинатальных центров в Московской области и стране - это только часть госполитики по стимулированию рождаемости? Нет! Это ещё и решение проблемы, когда поздно рожающие нуждаются в стимулировании репродукции либо в ведении сложных патологий беременности.
И в данной ситуации введение налога на бездетность - это шаг, который заставит граждан осознать свою долю ответственности за решение демографической проблемы страны, а также заняться своим здоровьем и не откладывать рождение детей «на потом». При этом считаю, что процент этого налога может быть сопоставим с 6 %, которые платили за бездетность в СССР. Конечно же, нельзя копировать советский опыт бездумно - если идея налога найдёт поддержку, то в новом его варианте надо предусмотреть гибкие механизмы освобождения от него родителей, которые не могут иметь детей по состоянию здоровья, а также тех семей, в которых дети ушли из жизни после рождения и прочее... А налог на бездетность должен идти на принятие государством новых мер поддержки семьи и деторождения.
Что касается налога на малодетность, здесь я категорически против. В непростых экономических условиях «наказывать» семьи с одним ребёнком этим налогом недопустимо! К этой теме можно вернуться в иных, более благоприятных экономических реалиях».