Елена Фоминых: «Случай на Арбате надо рассматривать как системную недоработку господдержки семей с детьми»
В Москве на Арбате задержали 10-летнего мальчика, читавшего Шекспира. Ребенок, предположительно, занимался попрошайничеством. Женщина, представившаяся соседкой ребенка, попросила его освободить, а когда получила отказ, стала кричать и записывать происходящее на телефон. Этот инцидент имел широкий резонанс в соцсетях.
Как вы оцениваете действия полицейских? Правомерно ли было задержание ребенка? Кого нужно привлечь к ответственности за произошедшее: сотрудников правоохранительных органов, задержавших ребенка, или родителей, которые, предположительно, отправили его с сумкой читать стихи на улицу или допустили это?
Елена Фоминых, председатель Ассоциации многодетных семей Московской области:
«Во-первых, если мы говорим про Арбат, то там попрошайничеством занимается огромное количество людей. Детей я там не видела. Как воспринять то, что ребенок читал Шекспира и занимался попрошайничеством? Получается, все на Арбате у нас занимаются открытым попрошайничеством. На этом тоже можно сделать акцент. Потому что ребенок занимался не попрошайничеством, а просвещением масс культурным наследием европейской литературы. Но ему всего 10 лет. Спорная ситуация, как на Арбате оказались ребенок и его соседка.
Для меня совершенно непонятна ситуация родительского контроля и под большим вопросом остается момент, отправляли ли родители ребенка на подобный заработок. Может быть, это была его инициатива. И у нас, извините, с этой инициативой ходит большое количество детей, в том числе до 14 лет. Они моют стекла автомобилей на светофорах, на перекрестах, оказывают какие-то услуги и зарабатывают свои копеечки. Почему-то этот момент никто не отслеживает, никто его не блокирует и не называет инцидентом, прецедентом.
Что касается многодетных семей и семей в целом. У нас законодательство законных представителей несовершеннолетних детей обязывает не оставлять без надзора. И есть статья, которая наказывает родителя, оставившего своего ребенка в безнадзорном состоянии. И в то же время наше государство не начисляет нам никаких пособий, не оказывает никакой господдержки, если родитель не предоставляет справку о том, что он работает. То есть если я не предоставляю справку после достижения моим ребенком 3-летнего возраста о том, что я где-то работаю и провожу пенсионные и налоговые отчисления, то я трутень, официальный иждивенец и не имею права на пособия. Родитель обязан и работать, и одновременно заниматься образованием своего ребенка, и одновременно давать ему дополнительное образование, приводя-отводя свое чадо на секции, и в то же время зачастую должен быть задействован в стандартном восьмичасовом рабочем графике. Абсурдная ситуация.
Данный случай как претендент рассматривать нельзя. Его надо рассматривать как какую-то системную недоработку государственной поддержки семей с детьми. И говорить о безрассудстве и родительской безответственности я не могу, потому что я не знаю подробностей. Может быть, ребенок занимался творчеством и поставил сумку, чтобы люди поощрили его творчество. Это можно рассматривать по-разному. Поэтому нельзя однозначно воспринимать это как недоработку родителей и их безответственность».