Мария Большакова: «А был ли мальчик?»
В Москве на Арбате задержали 10-летнего мальчика, читавшего Шекспира. Ребенок предположительно занимался попрошайничеством. Женщина, представившаяся соседкой ребенка, попросила его освободить, а когда получила отказ, стала кричать и записывать происходящее на телефон. Этот инцидент имел широкий резонанс в соцсетях.
Как вы оцениваете действия полицейских? Правомерно ли было задержание ребенка? Кого нужно привлечь в ответственности за произошедшее: сотрудников правоохранительных органов, задержавших ребенка, или родителей, которые предположительно отправили его с сумой читать стихи на улицу или допустили это?
Мария Большакова, издатель проекта «Вся Рублёвка», заместитель председателя Общественной палаты Звенигорода, ведущая канала «Медиаметрикс»:
«В день предпринимателя полиция при свете дня задержала в центре Москвы мальчика, который читал стихи, и за это прохожие кидали ему в торбочку деньги. И тут же – грандиозная волна обсуждений на тему: «попрошайка или не попрошайка». Оксюморонно, как борьба за мир. Ну тогда все, кто читает стихи или по-иному лицедействует, получая за это деньги – попрошайки. И все потуги государства пиарить самозанятость, практичность и развивать предпринимательство разбились об этого мальчика. И как же теперь быть с гордыми историями про великих предпринимателей уровня Генри Форда или Аристотеля Онасиса, которые в несовершеннолетние годы зарабатывали мытьем машин и иными доступными способами? Тут много подтекстов, но меня задело даже не это, а то, что абсолютное большинство решили, что полиция действовала неправомерно («дядя Степа уже не тот» - это самое мягкое, что писали и говорили и в соцсетях, и в СМИ). Вот этот стереотип, что где полиция – там опасность – он гораздо опаснее для общественного сознания. И тут нужно очень серьезно, системно и глубинно работать над репутацией органов внутренних дел. Очень жаль и несчастную глупую мачеху, которая от страха перед полицейскими начала и врать, и вести себя глупо и некрасиво. Но найдите мне, пожалуйста, влет хотя бы десять женщин, которые в такой ситуации будут вести себя, не выходя за рамки правового поля. Тем более, что эти рамки известны только «продвинутым пользователям», а среднестатистические граждане обладают 99%-ной правовой безграмотностью.
Ну и теперь о соотнесении произошедшего с ситуацией в Московской области. Только сегодня увидела «ура-сообщение» о том, что 350 тысяч детей смогут отдохнуть в лагерях. То есть 50% от прописанных. И что денег на это выделяется полтора миллиарда. То есть получается по 4 285 рублей на ребенка. Коммерческая стоимость для остальных детей – от 30 до 50 тысяч рублей за две недели. Глава Звенигорода тут же сообщил, что 400 с чем-то детей из города смогут посетить лагеря. Если учесть, что на Новогоднее представление глава пригласил более 600 детей из социально-незащищенных семей, то около 150-200 детей в городе оказались совсем без шансов на отдых, потому что (я просто вычла одну цифру из другой) относятся к категории малообеспеченных, а в Звенигороде почти нет бесплатных муниципальных секций и кружков, в которых можно провести целый день. Ну а то, что в городе около 5 000 школьников и про 4 500 тысячи вообще никто не думает, пока родители на работе – вызывает еще больше вопросов.
Один из них – простой, арифметический вопрос: насколько придется увеличить бюджет на охрану и безопасность города, чтобы лето прошло спокойно? Сколько детей будет без присмотра гулять по подмосковным городам? Сколько дач будет ограблено, сколько ларьков разбито, сколько детских площадок загажено и завандалено, сколько людей напугано оголтелыми неуправляемыми подростками, которым просто некуда податься?
Красивые отчеты разбиваются о реальность. И вслед за одним мальчиком, которого тоже могли «свинтить», очень хочется воскликнуть: «А король-то – голый!»
И не важно, что в истории с мальчиком правда, а что - вымысел. Важно, что она всколыхнула такую муть, которая до этого тихо копилась на дне сознания и подсознания и дала возможность задать вопросы, на которые обязательно надо получить ответы.»