Дмитрий Чугунов: «Я считаю, нужна в целом реформа МВД, а не отдельной его структуры - ГИБДД»
Интернет-газета «Фонтанка», со ссылкой на источники в МВД, сообщила, что ГИБДД ожидает реформа. Фактически подразделение будет ликвидировано или трансформировано в ППС. Возможно, будет использован опыт Казахстана, где такая реформа прошла четыре года назад.
Нужна ли реформа ГИБДД? Справятся ли патрули ППС с обязанностями дорожной инспекции? Опыт какой страны можно было бы применить в России?
Дмитрий Чугунов, член Общественной палаты Российской Федерации, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
«Я считаю, нужна в целом реформа МВД. Возможно, какой-то смысл и есть в том, чтобы реформировать отдельное структурное подразделение, но он не очень большой.
В разных странах самые разные опыты по этой теме. Допустим, есть страны, где вообще нет ГИБДД. Например, в США, есть просто полицейский, который уполномочен выполнять сразу все функции. Разделение в этом плане не всегда целесообразно. У нас пошли таким образом – разделили. Но сейчас мы понимаем, что из-за бюрократизированности раздуты штаты: не по карману и нецелесобразно.
Поэтому нужно понять, что имеется в виду под реформой, на кого будут возложены функции сотрудников дорожной полиции и как это будет осуществляться на деле.
Потому что предыдущая реформа полиции закончилась тем, что пошили новую форму, переименовали, и институт деградировал. Сегодняшняя полиция – это бледная тень полиции даже начала 2000-х годов. Потому что профессионалы оттуда бегут, туда не идут работать и уровень коррупции запредельный. Совершенно из параллельной Вселенной, когда люди приходят в полицию и либо тонут в бумажной работе, либо начинают пытаться выживать на ниве предпринимательства и крышевания всея и вся.
В России можно применить абсолютно любой опыт. Но чтобы инициатива была рабочей, нужно политическое решение. И вводить нужно не просто для того, чтобы создать какой-то информационный повод, а, чтобы была какая-то понятная внятная цель – реализуемая и достижимая во временные сроки. Поэтому можно применить опыт и Германии, и США, и того же Казахстана. Мы же не инопланетяне, мы сделаны из того же теста. Да, у нас есть какие-то культурологические особенности менталитета, но не настолько принципиальные, чтобы мы не могли под себя адаптировать технологии и модели поведения.
Пока я не понимаю, к чему хотят прийти. Если просто убрать ГИБДД и все возложить на полицейских, то это гибельное дело. Потому что они и так умирают в бумажной работе, они чемпионы мира по написанию сочинений, как наши учителя, они пишут кучу отчетов. Кто будет заниматься этими функциями? Созданные институты в городах из серии как МАДИ? Их наделить полномочиями? Но для этого надо переписать большое количество законов и подзаконных актов. И это сделать будет довольно сложно в небольших городах, где финансирование не такое серьезное, как в Москве и крупных городских агломерациях. Если в Москве такая реализация возможна, то в городах поменьше, вроде Тамбова, Брянска, все это будет реализовываться уже с трудом.
Если просто трансформировать ГИБДД в ППС даже с небольшим увеличением штата, это все - крах. В крупных городах еще ничего, правила на дорогах будут соблюдаться за счет камер слежения. Но камеры всех проблем не решат. Если вопрос психологического барьера отпадет, то люди начнут выпивать за рулем и гонять. А это кончится всплеском смертности на дорогах».