Павел Пятницкий: «Кардинально переформатировать и выводить ГИБДД за штат в другую службу никто не будет»
Интернет-газета «Фонтанка», со ссылкой на источники в МВД, сообщила, что ГИБДД ожидает реформа. Фактически подразделение будет ликвидировано или трансформировано в ППС. Возможно, будет использован опыт Казахстана, где такая реформа прошла четыре года назад.
Нужна ли реформа ГИБДД? Справятся ли патрули ППС с обязанностями дорожной инспекции? Опыт какой страны можно было бы применить в России?
Павел Пятницкий, общественный деятель, лидер движения «Гражданское право»:
«Это давно не новость, слухи такие ходили, это предлагали, и президент отверг эту идею, потому что как раз опыт Казахстана показывает, что ничего хорошего в этом нет. Потому что если бы реформа прошла так, как она предлагалась, то все бы у нас пошли с палочками стоять на трассе. Эти предложения не продуманы и под собой никакого основания не несут, такой реформы не будет и никакой ликвидации-трансформации ГИБДД не будет.
Реформа ГИБДД нужна, но не в этой части. Нужно расширить полномочия ГИБДД. Допустим, сейчас за дорожные знаки отвечает одно агентство, за трассу – другое. Но поскольку мы спрашиваем с ГИБДД все, что касается дороги, и аббревиатура ГИДББ – Инспекция по обеспечению Безопасности Дорожного Движения, то все эти истории с разметками, дорожными знаками должна контролироваться ГИБДД. А на сегодняшний день ГИБДД от этого отрезана.
Плюс из-за сокращения финансирования либо еще чего-то закрываются стационарные посты на федеральных трассах. Говорят, все перевели на камеры, но камеры человеку не помогут, если на трассе случилось какое-то ЧП или за человеком гонятся преступники, или уже совершилось преступление. Раньше у человека была возможность доехать до стационарного поста ДПС и получить помощь сотрудников, сейчас этого нет. В итоге все завешали камерами.
Сейчас, я знаю, департамент транспорта Москвы продавливает инициативу о снижении скоростного режима. На мой взгляд, надо его увеличивать. Нам сейчас предлагается до 60-80 км/час сделать на «трешке», на МКАД снизить до 80 км/час, а в городе поставить везде 40 км/час. Это неправильно, я считаю, что это приведет к транспортному коллапсу. И на КТК и на МКАД вполне можно себе ездить на скорости 120 км/час без ущерба. Эти проблемы надо поднимать и в этой части надо делать реформу ГИБДД.
С регистрацией транспортных средств, допустим, очень многие спорят по вопросу отмены техосмотра. Раньше его получали в ГИБДД. Сейчас есть профильные организации, на машину получается техническая карта, но, по моим оценкам, даже если кто-то и пользовался услугами коррумпированных сотрудников ГИБДД, то это было труднее, менее явно, а сейчас – пожалуйста, покупай любые карты. Когда водители проходят освидетельствование на замену водительского удостоверения, ГИДББ же тоже от этого отрезана. Им принесли справку из какой-то поликлиники, которая имеет право проводить освидетельствование, а то и вообще из частной конторы, которая получила сертификат и выдает книжки. На мой взгляд, в таких комиссиях должны быть и представители ГИБДД.
Очень много вопросов, которые можно и нужно поднимать.
В частности, сейчас опять инспекторам хотят дать в руки ручные радары. Это тоже, на мой взгляд, глупо. Почему? Еду я, к примеру, нарушаю, камера это фиксирует, и хочет – не хочет, а собственник транспортного средства получит протокол, штраф. А сейчас, получается, камера сфотографировала со столба два или три раза, да еще и от руки меня накажет инспектор. Получится, что человека будут наказывать несколько раз за одно и тоже правонарушение. И надо будет это обжаловать, бегать по инстанциям. А с камерами у нас тоже проблемы: стоят три камеры в одном месте, одна фиксирует одно время, другая - другое, третья - третье. Вопросов очень много. И по работе ГИБДД на дороге, и по обеспечению здоровья сотрудников. Стоят на трассе, пылью и свинцом дышат и очень многие через 7-10 лет уже инвалиды с какими-то хроническими заболеваниями.
Поэтому подходить к этому надо здраво и поднимать широкий спектр вопросов. А не так как было с реформой МВД: милицию на полицию переименовали, форму новую пошили, а, по большому счету, ситуация только ухудшилась. Потому что аттестацию прошли где-то непонятные личности, а где-то профессионалы с большим опытом работы и характером, который не нравился вышестоящему руководству, ее не прошли. В итоге сейчас нехватка и сотрудников ППС, и участковых, и сотрудников ГИБДД.
Поэтому если говорить о реформах, то они должны быть такими. А кардинально переформатировать и выводить ГИБДД за штат в другую службу никто не будет.
Как раз опыт других стран показывает, что это эффекта положительного не принесло. Кроме Казахстана, есть другие страны, где, например, есть федеральная полиция и муниципальная. И любой сотрудник полиции может вынести постановление о нарушении ПДД. Это к чему привело? К конфликтам: мы муниципалы, а вы федералы, это наше, а это не ваше. К боданию между собой внутри системы. И страдают от этого люди».