Петр Шкуматов: «Не надо стимулировать людей ездить на старых машинах»
Транспортный налог на автомобили могут заменить экологическим, учитывающим выбросы углекислого газа. Такую возможность рассматривает Минтранс. Сейчас размер транспортного налога для автомобилей рассчитывается с учётом региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомобиля, года его выпуска, времени владения транспортным средством. При замене сбора на экологический для расчёта налога будут использоваться только конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС). Экологический сбор также не предусматривает региональной дифференциации. Насколько целесообразна подобная замена в нашей стране? Не получится ли так, что замена транспортного налога на экологический серьёзно ударит по кошельку и так небогатых владельцев старых автомобилей? Станет ли введение этого закона началом конца бензиновых автомобилей и переходом автовладельцев на гибриды и электромобили?
Петр Шкуматов, координатор общества «Синие ведерки»:
«Конечно, это ударит по кошельку владельцев старых авто. Но вопрос в другом. Современные автомобили безопасные, они оснащены огромным количеством систем, обеспечивающих безопасность водителей и пассажиров, они наносят гораздо меньший экологический вред. Причём, допустим, автомобиль стандарта евро-5 наносит меньше экологического ущерба, чем автомобиль евромоль в 80 раз! Это колоссальное значение. И эти автомобили, как правило, очень эффективны с точки зрения потребления топлива и мощности.
У нас в стране эти автомобили платят наибольший транспортный налог. А автомобили старые – небезопасные, без подушек безопасности, почему-то у нас освобождены от налогов.
Возникает странная ситуация, когда государство своими действиями стимулирует нас ездить, простите, на говне. Но говорят, ты хочешь безопасный автомобиль? Ты хочешь выжить в ДТП? Ты не хочешь загрязнять воздух? А вот, на тебе 50 тысяч рублей транспортного налога! И человек сразу говорит, а зачем мне это нужно?
Поэтому у нас до настоящего времени существовал перевёрнутый мир, когда государство всеми своими действиями стимулировало нас ездить на старых автомобилях и не покупать новые.
Конечно, всё надо приводить в порядок и не надо стимулировать людей ездить на старых машинах. Если хочет ездить, пусть ездит, оплачивая экологический сбор. А если человек покупает новый гибридный автомобиль, который практически не делает выбросов в воздух, зачем его заставлять платить деньги?
Поэтому всё это логично, это приведение к здравому смыслу. Но отсутствие региональной специфики может привести к противному – в Сибири и на Дальнем востоке. Потому что там специфика немножко другая, там большие расстояния, мало дорог, много бездорожья. И очень много людей пользуется там старыми автомобилями не потому, что они загрязняют что-то, а просто потому, что они просты в эксплуатации, надёжны, их можно починить в любой деревне, и они везде проходимы. Эту специфику надо учитывать. И, конечно, в таком случае региональные коэффициенты должны остаться.
Что касается последнего вопроса, то для того, чтобы осуществить переход на электромобили, нужно, чтобы появилась инфраструктура для них прежде, чем их начнут покупать. А не наоборот. Пока не появится достаточное количество заправок (а только на московский регион нужно порядка 50 тысяч электрозаправочных комплексов!), говорить о чём-то бессмысленно».