ММВБ: $56,30 €57,92
Опубликовано: в 17:55  

Любовь Духанина: «Если уж говорить о переменах, то менять необходимо всю экономику системы общего образования»

Фото: pnp.ru

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила против введения в школах платных услуг. Министр заявила, что в одной из школ даже ввели платные занятия по русскому языку и математике. По мнению Васильевой, это нарушение закона. Также недопустимым она считает приобретение за счет родителей учащихся инвентаря, занавесок, мыла и так далее. Как показывает практика, с родителей все же собирают деньги на нужды школы (класса), как с этим бороться? Каковы, на ваш взгляд, масштабы этого явления? Стоит ли на законодательном уровне ужесточить наказание за взимание средств с родителей школьников за навязанные услуги или инвентарь?

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке:

«Согласно статье 101 «Закона об образовании», образовательные организации вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Главное условие - чтобы платные образовательные услуги не оказывались вместо деятельности, финансирование которой осуществляется за счет бюджета.

Многие родители, опасаясь, что ребенку недостаточно занятий в школе, обращаются к репетитору или к школьному педагогу с просьбой позаниматься с ребенком дополнительно. Это далеко не новое явление. Но несколько лет назад школу начали прямо стимулировать к оказанию платных услуг. От их объема зависит, в частности, уровень выплат педагогам. Росстат, публикуя данные о задолженности по оплате труда в сфере общего образования, периодически указывает в качестве причины задержек отсутствие у школы «собственных средств». Это значит, что доходы от платных услуг вполне официально стали частью экономики общего образования. Хорошо ли это? Вряд ли. Но удастся ли во всех школах сохранить количество и качество кружков и секций, дополнительных занятий, которые часто ведут приглашенные специалисты, если просто запретить проводить их на платной основе? Однозначно, нет.

При этом неправильно думать, что все школы только и делают, что собирают деньги с родителей - часто они просто оставлены один на один с необходимостью обеспечить ремонт, достойную зарплату учителям, учебники детям, не имея для этого достаточного финансирования. В теории все расходы на образование должны покрываться из бюджета. На практике же мы видим, что и в разных регионах нормативы финансирования рассчитывают по-разному, не всегда учитывая федеральные рекомендации, и что выделяемых средств мало где хватает. И если уж говорить о переменах, то менять необходимо всю экономику системы общего образования.

Общероссийский народный фронт проводит регулярные мониторинги состояния системы школьного образования, и в этом году мы детально оценивали её экономическую составляющую. Что касается школьных сборов на различные нужды, то по данным мониторинга ОНФ в мае этого года, в среднем они обходятся семейному бюджету в 5,3 тысячи рублей Родители отмечают, что вынуждены сдавать деньги на ремонт школы, содержание класса, расходные материалы, экскурсии и подготовку к праздникам. В эту сумму не входит ни плата за кружки, ни расходы на учебники, которые считаются одной из самых затратных статей семейного бюджета.

Мониторинг доступности школьного образования с участием более 3000 родителей показал, что в среднем на покупку учебной литературы родители тратят около 2,5 тысяч рублей. Только 6% родителей указали, что их ребёнок получает все учебники, рабочие тетради и дидактические материалы бесплатно. Более 10% родителей приходится покупать большую часть или все учебники, 61% родителей - рабочие тетради и/или дидактические материалы. 8,83% из 5000 опрошенных нами учителей сообщили, что просят детей покупать учебники по основным предметам, 70% - что родителям приходится покупать рабочие тетради. Надо понимать, что педагог делает это тоже не по своей воле. Только 73% педагогов говорят о том, что все ученики их школы получают полный бесплатный комплект учебников. Остальные вынуждены с разной степенью регулярности просить об этом родителей или приобретать за свой счет. Некоторые учителя сообщали, что вынуждены просить родителей покупать основные учебники под давлением директора. Был даже отмечен случай, когда основные учебники педагоги берут в долг в другой школе.

Очевидны три факта. Первый - если школа оказывает услуги, то родители должны знать, на что сдают деньги и как можно ознакомиться с отчетом об израсходованных средствах. Второй - если деньги, скажем, на мыло были выделены, но были потрачены на что-то, не имеющее отношение к образовательному процессу, - этим должны заниматься соответствующие структуры. Третий - необходимо повышать бюджетную культуру регионов. Школы не должны решать в одиночку проблемы нехватки парт, штор, расходных материалов, необходимых для образовательного процесса, не говоря уже о нехватке средств на ремонт. Если мы говорим о том, что мы исходим из норматива затрат на одного ребенка в год, то этот норматив должен рассчитываться, исходя из их реальной стоимости, и покрывать все связанные с процессом обучения расходы. Однажды, наверно, этот норматив позволит оплачивать и кружки в школах, и новое оборудование в кабинеты. Это как раз то, чего предстоит добиться».