Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Сергей Тараканов: «Единая Россия» из партии поддержки Президента превратилась в пресловутый чемодан без ручки»

из архива Сергея Тараканова.
из архива Сергея Тараканова.

Владимир Путин идет на выборы в 2018 году как самовыдвиженец, а не от партии «Единая Россия». Об этом президент России заявил на прошедшей недавно пресс-конференции. Владимир Путин уже не первый раз абстрагируется от «Единой России», можно ли это считать закатом партии власти? Чем может быть обосновано такое решение действующего президента и каковы его последствия? Не продиктовано ли такое решение главы государства недоверием граждан к «Единой России»?

Сергей Тараканов, политтехнолог:

«Вопросы очень интересные и своевременные. Начну с последнего - доверяют ли граждане «Единой России»? Как говорил один из персонажей рекламы МММ в 1990-х годах, «я математик и уважаю язык цифр». Вот и мы тоже будем оперировать языком цифр, а не эмоциональными оценками. Как сегодня выглядит с точки зрения этих самых цифр «Единая Россия»?

На последних выборах в Госдуму, которые состоялись 18 сентября 2016 года, «ЕР» продемонстрировала, с формальной точки зрения, прекрасный результат: партия получила 343 места из 450 депутатских мандатов в Государственной Думе - это с формальной точки зрения был больше, чем триумф. Но есть и другая сторона медали. 

Выборы-2016 отличились катастрофически низкой явкой избирателей - 47,88% (это - по официальным данным!). Это был самый низкий процент явки избирателей за всё постсоветское время, с момента выборов в Госдуму первого созыва в 1993 году. Реально процент явки, думаю, был ещё ниже.

В 27 регионах (а это без малого треть от числа субъектов РФ!) явку не смогли дотянуть даже до 40%. В Новгородской области на выборы пришло 38,9%, а в Санкт-Петербурге и того меньше - 32,5%. Повторюсь, это официальные данные. В реальности явка была, скорее всего, до неприличия мала. Впрочем, низкая явка для единороссов никогда не была особым препятствием. Гораздо худшим итогом выборов 2016 года явилось изменение динамики голосования избирателей, которые на протяжении истории «Единой России» отдавали за неё свои голоса.

В 2007 году, в год максимального успеха «ЕР», на госдумовских выборах «партии власти» удалось получить голоса 44 714 241 избирателя. В 2016 году эта цифра уменьшилась до 28 527 828 голосов. Иначе говоря, за последние 10 лет «партия власти» потеряла более 16 миллионов голосов избирателей. Причём, реальный объём этой «потери», судя по всему, куда значительнее. По мнению некоторых экспертов (любопытную технологию выявления объёмов фальсификаций вскоре после выборов 2016 года представили москвич Сергей Шпилькин и русский американец Александр Киреев), в пользу «ЕР» на выборах-2016 было вброшено порядка 12 миллионов голосов. Если это и в самом деле так (или приблизительно так), то становится очевидно, что итоги выборов-2016 - это самый настоящий крах «Единой России».

Надо понимать и то, что «Единая Россия» не являлась и не является народной партией, выражающей, как любят говорить функционеры «ЕР», интересы и чаяния самых широких народных масс. Потому что и вчера, и сегодня «ЕР» - это, в первую очередь, партия чиновников. А у чиновников и рядовых граждан интересы, как мы понимаем, чаще всего очень сильно разнятся. Несколько цифр, подтверждающих эти соображения.

На выборах 2016 года в Московской области в качестве агитационного материала по почтовым ящикам избирателей было распространено несколько выпусков издания с названием «Единая Россия. Выбор Подмосковья». В одном из номеров этой газеты была опубликована пугающая по своей откровенности статистика. Подчеркну - это были данные подмосковной организации «Единой России», в чём и заключается их несомненная ценность. По этим данным выходило, что членами «ЕР» являются 69 960 жителей Подмосковья. Допустим, что эти данные абсолютно соответствуют действительности. Согласно статистике, на 1 января 2016 года в Московской области проживало 7 миллионов 318 тысяч 647 жителей. Путём несложных подсчётов получаем итог: членами «партии власти» являются 0,95% жителей Подмосковья. Прямо скажем, маловато для воистину народной партии.

То же и в общенациональном масштабе. На официальном интернет-сайте «Единой России» (раздел «История партии», который найти непросто, но можно: http://er.ru/history/) приводятся данные о количестве членов «ЕР». Причём, уже почти 10 лет эти данные не обновляются - количество членов «партии власти» там даётся по состоянию на ноябрь 2008 года. Так вот, тогда члены «ЕР» насчитывались в количестве 1 миллиона 913 тысяч 770 человек. По данным Росстата, на 1 января 2017 года население России составляло 146 миллионов 804 тысячи 710 человек. Получается, что в масштабах страны членами «партии власти» сегодня являются всего-то 1,3% её населения. Цифра опять-таки не очень вяжется с утверждениями о народной сути «Единой России».

Теперь вернёмся к качественному составу подмосковной организации «Единой России». Ещё несколько цифр: в агитационной газете с названием «Единая Россия. Выбор Подмосковья» был дан профессиональный срез на предмет того, кто из 69 960 подмосковных членов «Единой России» к какой профессии относится. Если из этой цифры вычесть все перечисленные профкатегории (начиная с 58 глав муниципалитетов и заканчивая тремя космонавтами), остаётся 16 199 человек - самая многочисленная профессиональная прослойка, о которой ничего не сказано. Понятно, почему не сказано. Ведь эти люди - государственные и муниципальные чиновники, которые составляют в подмосковной организации «едроссии» самую большую категорию. И Подмосковье в этом смысле не является общероссийским исключением.

Доверяет ли население «Единой России» - вопрос из разряда риторических. Сложно доверять партийной, точнее - квазипартийной структуре, которая не отражает твоих интересов. А «ЕР», как видно из приведённых выше чисто статистических данных, именно народной партией не является.

Что касается постулата будто «Единая Россия» является «партией власти», это также не то, чем здесь и сейчас можно было бы гордиться. Потому что в отсутствии реальной политической конкуренции любая политическая структура вырождается в полную противоположность своим декларациям, какими бы хорошими и правильными они не были.

Стоит напомнить, что в середине и второй половине 1990-х годов всерьёз рассматривалась возможность создания в России двух «партий власти», по образцу политической системы Соединённых Штатов. И попытки создания таких партий предпринимались. Идея была не столь глупая при условии реальной, а не опереточной конкуренции, которая могла возникнуть между такими политическими объединениями.

Но тогда возникло две проблемы. Первая заключалась в менталитете российского чиновника, который обязательно хотел знать, какая из партий является настоящей - именно эту партию власти чиновник готов был всячески поддерживать, именно в эту «партию власти» он был готов вливаться дружными рядами.

Эта субъективная проблема наложилась на объективную: любая партия сильна не только поддержкой сверху, но и поддержкой снизу. А кто тогда (как, к сожалению, и сейчас, спустя 17 лет) мог стать фундаментом для поддержки мощной общероссийской партии, её электоральной базой? Первое что приходит на ум - представители среднего класса, заинтересованные в стабильном, поступательном развитии страны и общества. Средний класс, являющийся основой общества во многих так называемых «цивилизованных» странах, в России за 30 лет многочисленных реформ создан так и не был. Почему?

Тут, думаю, лучше процитировать человека, который неплохо разбирается в сути экономических и политических процессов современной России. Год назад, 3 октября 2016 года, выступая с подведением итогов выборов в Госдуму в эфире радиостанции «Эхо Москвы», экономист Михаил Хазин, в частности, сказал: «Народ осознал, что эти выборы не имеют вообще никакого отношения ни к тому, как он проголосовал, ни к чему бы то ни было. Эти выборы - это была попытка Путина (вот зачем ему были нужны выборы честные!) начать модернизацию. Он понимает, что страна в той ситуации, в которой она сегодня находится, без модернизации не выживет. Для бюрократа модернизация - смерть. Потому что любая модернизация - это ответственность. Бюрократ ответственности, как и либерал, не переносит. По этой причине задача бюрократии - не допустить модернизации ни в каком виде».

А «Единая Россия», как я уже говорил - это партия чиновников, партия бюрократии. Отсюда и постоянное дистанцирование президента Путина от «ЕР». Кто-то, конечно, может сказать, что я преувеличиваю. Но вот вам ещё одна цитата.

2004 год: первые выборы в Госдуму декабря 2003 года под брендом «Единая Россия» прошли объединившиеся, к несчастью своему и всей страны, избирательный блок «Единство» и блок «Отечество» - «Вся Россия», два конкурента на титул «партии власти». В интервью «Независимой газете» от 4 августа 2004 года депутат Госдумы, член комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева провидчески заметила: «Функционирование «Единой России» – это функционирование бюрократическо-чиновничьей структуры, где существует чёткая иерархия, чёткое подчинение, отказ от собственной индивидуальной позиции. Это не парламентская структура, не политическая партия, поэтому развиваться она будет по бюрократическим принципам. Распасться на какие-то крылья, фракции она не сможет - только по приказу».

Насколько мы знаем Владимира Путина, он - человек структуры, человек системы. И в этом смысле ему, безусловно, была необходима чётко структурированная опора в виде политической партии, которая не вставляет президенту палки в колёса. Но тогда, во время его первого президентского срока, когда встал вопрос о необходимости такой партии, очевидным было отсутствие того, о чём я уже говорил: электоральной базы, которая стала бы поддержкой для политической партии, которая являлась бы общественно-политической опорой Путина. Этой электоральной базой мог стать, скажем, средний класс, но в начале 2000-х годов, благодаря стараниям либералов гайдаровского разлива, он сформирован в России так и не был. А затем, уже в 2000-2010-е годы, этот класс всё так же не был создан. Но тут свои усилия приложила уже российская бюрократия, сгруппировавшаяся в крупнейшую общенациональную партию.

По сути, уже к выборам в Госдуму декабря 2011 года (когда по России уже ударил мировой финансовый кризис) «Единая Россия» из партии поддержки превратилась в пресловутый чемодан без ручки - нести тяжело, а выбросить - жалко, да и заменить нечем.

Понимает ли это Владимир Путин? Думаю, что понимает. Отсюда и его решение идти на президентские выборы 2018 года в качестве самовыдвиженца. К слову говоря, Владимир Владимирович неоднократно дистанцировался от удушающих объятий «партии власти». В свою очередь, функционеры «ЕР» прекрасно понимают, что без фигуры Путина эта партия - ничто, величина, стремящаяся к нулю.

Именно так, уверен, следует воспринимать события 14 декабря 2017 года, когда Путин в ходе очередной масштабной пресс-конференции заявил о самовыдвижении на пост президента, а «Единая Россия» в лице и.о. секретаря Генсовета партии Турчака тут же заявила о своём решении поддержать на выборах беспартийного кандидата - оказать ему помощь в мобилизационной кампании, в сборе подписей и прочее. Партия всячески поддерживает кандидата, которые не является её членом - это, строго говоря, нонсенс. Но я уже говорил - без поддержки Путина «Единая Россия» очень быстро прекратит своё существование в нынешнем виде.

Поэтому даже если Владимир Путин сделает заявление, которое камня на камне не оставит от «партии власти», «Единая Россия», будьте уверены, мигом переобуется в воздухе и это заявление обязательно поддержит. Как это уже не раз и бывало: строго говоря, к политической клоунаде «партии власти» не привыкать.

Одна из таких наиболее наглядных ситуаций, стоит напомнить, произошла 15 апреля 2008 года, когда на своём очередном съезде делегаты «Единой России» единогласно избрали председателем партии Владимира Путина, наделив его полномочиями высшего выборного лица «ЕР». И это при том, что вступать в «Единую Россию» Путин отказался! Тогда в устав «Единой России» моментально внесли поправку о том, что высшим выборным лицом партии может быть беспартийный - норма для любой классической политической партии невообразимая!

Ну, и теперь главный вопрос: оттолкнёт ли Путин «Единую Россию» как партию, окончательно себя дискредитировавшую в глазах основной массы избирателей? И если да, то что будет дальше, что придёт на смену «ЕР»? По понятным причинам, ответ на этот вопрос может дать только сам Владимир Владимирович. Однако, думается, мы можем видеть некие контуры грядущего.

Не исключено, что в 2018 году могут начаться резкие изменения именно в среде управленческой элиты России. В этом смысле стоит обратить внимание на ряд губернаторских назначений, осуществлённых Владимиром Путиным весной - летом 2017 года, когда в качестве исполняющего обязанности главы того или иного региона им предлагалась совершенно неожиданная фигура. Вслед этим назначениям представители «Единой России», как и водится, высказывали всяческое одобрение, будто партия тоже думала, что та или иная кандидатура - наилучший вариант. Как будто с функционерами «ЕР» кто-то и в самом деле советовался перед этими назначениями.

При всём различии этих назначенцев у них был, как минимум, один несомненный общий момент: их предыдущий опыт работы был крайне мало связан с функционированием «Единой России». 

Наконец, ещё один знаковый момент. Через месяц после сентябрьского единого дня голосования, 11 октября 2017 года, стартовал во многом беспрецедентный для России последних лет проект - постоянно действующий Всероссийский конкурс «Лидеры России». Его финалисты, как заявил первый замглавы Администрации президента РФ Сергей Кириенко, будут регулярно пополнять кадровый и управленческий резерв страны.

Примечательно, что кузница неолиберальных кадров в лице Высшей школы экономики и кадровый «клондайк» в лице «Единой России» этим проектом не «рулят»: управляет конкурсом по спецпоручению Владимира Путина комиссия при президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, а оператором проекта выступает Высшая школа госуправления РАНХиГС.

Судя по всему, вопрос подготовки кадров президент Путин решил поставить под свой персональный контроль. А вот какая судьба при таком раскладе ожидает «Единую Россию» - это, думается, мы сможем увидеть уже в следующем году.»


Нет комментариев
Обсудить