Сергей Тараканов: «Голосование московских «дачников» по месту нахождения способно повысить явку избирателей»

Фото: из личного архива С.Тараканова

Жители столицы смогут проголосовать на выборах мэра в Подмосковье. Мосгордума обсудит законопроект о возможности создания за пределами Москвы избирательных участков по выборам мэра столицы. Документ внес в городской парламент мэр Сергей Собянин, его инициативу уже поддержал Центризбирком. Механизм основан на технологии «мобильного избирателя», впервые широко примененной на прошедших выборах президента России. Способна ли данная мера увеличить явку на предстоящих сентябрьских выборах мэра Москвы? Как это повлияет на прозрачность выборов? И каким образом нововведение отразится на количестве возможных нарушений?

Сергей Тараканов, политтехнолог:

«Согласно внесенному мэром Москвы Сергеем Собяниным законопроекту предлагается часть 5 статьи 14 Избирательного кодекса города Москвы дополнить предложением следующего содержания: «При проведении выборов Мэра Москвы по решению Городской комиссии и в установленном ею порядке территориальными комиссиями могут образовываться избирательные участки для голосования избирателей, включенных в списки избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 17 статьи 68 настоящего Кодекса, за пределами территории города Москвы.»

То есть в настоящее время Избирательный кодекс Москвы уже содержит нормы, позволяющие избирателям проголосовать по месту своего нахождения, а не по месту жительства.

Предлагаемая норма направлена на то, чтобы предоставить избирателям дополнительную возможность воспользоваться активным избирательным правом наиболее «удобным» образом.

Учитывая положительные, даже восторженные отзывы, об этом механизме, полученные после выборов президента РФ, дальнейшее развитие технологии «мобильного избирателя» довольно предсказуемо. Тем более голосование по месту нахождения действительно способно повысить явку избирателей на выборах.

Вместе с тем, внесенный законопроект носит рамочный характер: он лишь предусматривает саму возможность создания избирательных участков за пределами территории Москвы. Реализация предлагаемых положений потребует принятия целого ряда подзаконных актов - решений Избирательной комиссии города Москвы и территориальных избирательных комиссий.

Ни текст законопроекта, ни пояснительная записка к нему не содержат информации о том, насколько необходима и оправдана предлагаемая мера. Также не предусмотрены проектом и какие-либо критерии или же основания для образования дополнительных избирательных участков.

Законопроект предполагает определение компетенции избирательной комиссии города Москвы в данном вопросе по формуле «вправе», то есть диспозитивное установление возможности совершения ею определённых действий. Избирательная комиссия города Москвы наделяется обширными дискреционными полномочиями по установлению необходимости и порядка образования дополнительных избирательных участков за пределами города Москвы. Сфера действия таких дискреционных полномочий недостаточно четко определена, поскольку не определены условия для принятия соответствующих решений. Таким образом, нельзя говорить о наличии надлежащей защиты от произвольного вмешательства и злоупотреблений правом.

В настоящее время, в отсутствие порядка и критериев образования дополнительных избирательных участков сложно говорить о том, какое влияние предлагаемые нормы окажут на открытость и гласность избирательного процесса. Более того, количество нарушений при проведении голосования зависит не столько от норм закона, сколько от соответствия этим нормам действий правоприменительных органов - избирательных комиссий.»


Опубликовано: 17.05.2018 в 15:21 
Просмотров: 573 

comments powered by HyperComments