Михаил Щапов: «Снижение акцизов не решит проблему роста цен на бензин»
Депутаты Госдумы рассмотрят поправки по снижению акцизов на бензин. Правительственная инициатива предполагает снижение акцизов на бензин класса Евро-5 почти на 3700 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо - на 2600 рублей за 1 тонну. Как вы считаете, позволят ли данные поправки снизить цену на бензин или хотя бы не допустить ее дальнейшего роста? Какие альтернативные меры могли бы повлиять на стоимость топлива в нашей стране? Какую цену на бензин вы считаете справедливой на данный момент?
Михаил Щапов, депутат Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:
«Акцизы действительно вносят существенный вклад в стоимость ГСМ для конечного потребителя. Примерно 24% от цены бензина - это акцизы. Не меньший вклад в цену вносит ставка НДПИ. В целом же доля налогов и сборов в цене бензина составляет порядка 60%.
Снижение акцизов должно повлиять на стоимость бензина в краткосрочной перспективе. Но параллельно с этим государство должно проконтролировать, чтобы сети АЗС снизили цены. Иначе мы просто поможем сетям заработать денег ценой потери поступлений в бюджет. В рамках законопроекта о снижении акцизов мы дали правительству особый инструмент для контроля: возможность повышать экспортные таможенные пошлины на ГСМ до 90% включительно. Это та дубинка, которой можно воспользоваться если кто-то из нефтеэкспортеров все же решит воспользоваться щедростью государства и продолжит поднимать цены.
Вместе с тем, снижение акцизов, на мой взгляд, не решит проблему роста цен на бензин. Напомню, что мы сейчас рассматриваем очередной этап налогового маневра, который предполагает рост акцизов на прямогонный бензин и повышение ставки НДПИ. То есть основные факторы роста - повышение акцизов и ставки НДПИ - останутся. Есть и другие факторы: рост цен также связан с износом оборудования и попытками нефтепереработчиков компенсировать растущие расходы за счет конечного потребителя. Рост цен на бензин - это внешнее проявление системного кризиса, связанного с системой налогообложения и регулирования отрасли нефтепереработки.
Необходимо в принципе менять подходы в регулировании отрасли нефтедобычи и нефтепереработки. Нужно взимать налоги в зависимости от экономического и финансового результата компаний на конкретных месторождениях. Нужно развивать другие отрасли экономики, чтобы перестать выкачивать из нефтянников все ресурсы, лишая их всяких стимулов для развития и заставляя повышать цены на бензин.»