Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Сергей Вострецов: «Если будет принят законопроект правительства, выиграют только те, кто уже сейчас на пенсии»

duma.gov.ru
duma.gov.ru

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста, который был негативно воспринят в обществе. Речь идет о возрасте выхода женщин на пенсию в 63 года и мужчин - в 65 лет. Второе чтение законопроекта намечено на конец сентября. Стоит ли в законопроект внести смягчающие коррективы? Если да, то какие именно и будет ли после этого повышение пенсионного возраста иметь смысл, если учитывать, что по словам замминистра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов, если смягчить параметры повышения пенсионного возраста, то планируемые темпы роста пенсий обеспечить не удастся?

Сергей Вострецов, депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

«Было бурное обсуждение законопроекта. Для того, чтобы мы куда-то двигались, нужно было что-то принимать за основу. И за основу был принят документ, который внесло правительство. И сейчас каждая фракция, каждая политическая партия вступает в серьезную фазу проработки предложений по реализации этого законопроекта.


Я уверен, что будут внесены предложения и по снижению возраста и они уже сейчас звучат - о снижении возраста выхода на пенсию женщин до 60 лет вместо 63 лет, есть предложения концептуально пересмотреть эту реформу.

Сейчас уже поднимается вопрос о том, кто какие конкретно предложения выдвинет.

Мы, конечно же, со своей стороны, как профсоюзы, тоже такие предложения готовим. И в ближайшие две недели, думаю, мы их оформим в виде поправок, которые сразу же после августа внесем. По регламенту на внесение поправок предусматривается месяц, но мы изменили регламент и специально по этому законопроекту приняли решение на внесение поправок отвести два месяца, что в свою очередь даст всем политическим силам (и политическим партиям, и профсоюзам) фактически до конца сентября эти поправки подготовить.

Мы будем думать, каким образом смягчить удар тех людей, которые попадают под эту реформу. Потому что, очевидно, если закон будет принят в таком виде, в каком он поступил от правительства, от этого выиграют только те, кто уже находится на пенсии.

Поскольку их пенсия, получается, будет расти. Молодежь, которая сегодня только вышла на рынок труда, возможно, тоже выиграет. Потому что те, кто через 10-20 лет будут выходить на пенсию, уже не попадут в ту яму, в какую сейчас попадут граждане, которые в ближайшие годы выйдут на пенсию. Так как на сегодняшний день официально работающих чуть более 50 млн человек, а пенсионеров около 46 млн человек. Это даже больше цифры, озвученной минтруда, - 1,8 работающих на одного пенсионера - с учетом 30 млн людей, находящихся в серой зоне, а по факту уже получается один к одному. И это учитывая то, что только начинают выходить на рынок труда те, кто родился в 90-е годы. А это самая большая яма и она, наверное, нас утянет еще глубже.

На заседании Госдумы звучали предложения: давайте пустим в ПФ нефтегазовые деньги. Многие не понимают, что они же давно туда идут, уже более 1/3 части доходов нефтегазовой отрасли именно туда и шли. И именно из-за того, что были большие нефтегазовые доходы, мы решение о повышении пенсионного возраста принимаем последними из всех постсоветских республик и стран бывшего СНГ. У них нефти и газа не было, и их эта проблема прижала раньше. А мы, за счет того, что энергоносители были довольно-таки высокие, нефтегазовыми долларами закрывали эту дыру.

Но сегодня стало очевидно, что либо надо отказываться от социальных программ – маткапитал, поддержка перового ребенка, строительство детских садов в таком объеме, в каком начали возводить в последние годы, - либо все-таки жить реальными деньгами. А что значит жить реальными деньгами? Это когда те, кто сегодня работает, содержат тех, кто находится на пенсии, независимо от какой-то экономической конъюнктуры на сырьевых рынках. И, наверное, это правильно.

Учитывая это, все равно пришлось бы принимать меры, которые сегодня предлагает правительство - в полном объеме или не в полном объеме. И вот сейчас каждая организация, будь то профсоюзная или партийная, будет предлагать свои экономические модели со своими просчетами. Потому что нельзя внести закон или поправку, не просчитав ее экономически. То есть для того, чтобы предложить то или иное послабление или какое-то изменение, нужны еще и экономические обоснования.

Сейчас сложно сказать, какие конкретно поправки мы внесем в этот законопроект. «Хотелки» могут быть одни, а по факту желания, возможно, придется корректировать. Хотелось бы, конечно, для самых уязвимых людей, которые попадают под эту реформу, возможно, какие-то налоговые льготы сохранить. Что делать если человеку 61 год, а работы нет? Мы ему будем пособие по безработице платить? В каком объеме? Будет ли оно сопоставимо? Сколько времени мы будем ему платить? Если мы не можем ему предоставить работу, кто виноват? Как он должен жить? Мы ж не можем человека бросить без поддержки. Сегодня пенсию-то пенсией назвать нельзя, это, скорее, пенсионное пособие. Потому что все люди, которые находятся на пенсии, они так или иначе работают: кто-то легально, кто-то нелегально. Не работают только те, кто не может трудоустроиться. И им, конечно, тяжелее всех.

Одно из наших предложений: если мы в течение года не можем трудоустроить пенсионера, которому продлили возраст выхода на пенсию на год-два, значит, надо дать ему возможность выйти на пенсию досрочно. Но это опять-таки будет зависеть от размера пособия по безработице. Потому что при нынешнем размере пособия по безработице предложенный правительством законопроект принимать нельзя. На что люди будут жить? Возможно, надо проработать какие-то льготы, например, по оплате жилья. Сейчас мы прорабатываем предложения, будем смотреть на наши пожелания и на то, как они совпадут с государственными возможностями.

Задача, которую преследовало правительство и президент - как раз чтобы пенсия стала той пенсией, на которую действительно человек, отработав всю свою жизнь, мог бы отдыхать. К сожалению, сегодня у нас в стране этого нет. Так вот молодежь, которая в далекой перспективе выйдет на пенсию, как раз на уровень европейской пенсии и будет рассчитывать. За счет чего? Во-первых, за счет того, что демографическая яма пойдет вверх, и по прогнозам уже через 15-20 лет будет уже соотношение пенсионер-работающий 1:3. Во-вторых, за счет того, что все-таки экономика выйдет из той ямы, в которой она была. Почему мы можем на это тоже рассчитывать? Прежде всего, мы выстояли против всех санкций. Помимо того, что у нас появилось российское сельское хозяйство, мы сами себя фактически кормить стали, у нас промышленность стала появляться, гражданские самолеты и гражданские корабли стали строить. И все это будет только развиваться за счет того, что экономика будет подниматься и изменится демографическая ситуация.

Те ребята, которые сегодня только выходят на рынок труда, они уже, скорее всего, на пенсии как наши сегодняшние пенсионеры работать не будут. Потому что им пенсии будет хватать. Нынешние пенсионеры, несмотря даже на увеличение пенсии, которое сейчас произойдет, все равно будут стараться продолжать работать. Потому что даже если пенсия будет 20 тысяч рублей, в Москве, Санкт-Петербурге на нее прожить будет очень трудно.

Поэтому сейчас еще рано говорить о каких-то конкретных шагах. Оппозиционные партии в первом чтении закон не поддержали. Но поверьте мне, активно включатся в его доработку. Понимаете, если вы против, тогда вы против концептуально вообще, тогда вы не участвуете в обсуждении. Но у нас же все хитрые: попиаримся, еще и поработаем. Если Госдума будет против, она же может отклонить этот законопроект и во втором, и в третьем чтении - и таких случаев было огромное количество. Поэтому сейчас правительство вынуждено будет обосновывать каждый миллиметр, доказывая и обосновывая каждый год увеличения пенсионного возраста.

Партия большинства поддержала не закон, который внесло правительство, а поддержало саму концепцию, что реформа нужна. А вот в каком виде она выйдет, это уже мы поймем только в конце августа-начале сентября, когда все выйдут из отпусков, когда все профсоюзные организации, партийные структуры на местах, в регионах проработают законопроект, проведут более углубленные консультации с населением.

Но, скорее всего, как бы это не прискорбно звучало, это будет как в мультике, где мужику шапки шили. А можно, говорит, 10 шапок сшить из одного куска материи? Можно, но каковы они тогда будут…

Поэтому надо четко понять: мы останавливаем все социальные проекты и просто проедаем деньги, скидывая их в пенсионную дыру, либо мы все-таки ищем другие способы. Об этом будем думать.»

Нет комментариев
Обсудить