ММВБ: $74,06 €83,81
Опубликовано: в 15:11  

Как грамотно покупать в интернете: простые правила безопасности

Фото: Пресс-служба ПАО "Сбербанк"

Мы покупаем в онлайн-магазинах по многим причинам: дешевле, быстрее, удобнее. Заходишь прямо с телефона на сайт, выбираешь, что нужно, и тут же платишь картой. Казалось бы, идеальный вариант, но есть и минусы. Нельзя сначала пощупать вещь в руках. Можно нарваться на мошенников: одни продают то, чего у них нет, другие торгуют браком или подделками, третьи под разными предлогами пытаются выманивать данные банковских карт. Разбираемся, как покупать максимально безопасно.

Внимательно читайте отзывы

Тут на первый взгляд всё легко: если об онлайн-магазине нет ни одного отзыва во всём интернете, он может оказаться фирмой-однодневкой, которая ничего не пришлет. Но если отзывов много, причем все сплошь хвалебные и однотипные, это тоже повод задуматься: такие отзывы пишут копирайтеры, а не реальные покупатели. Когда вы увидите магазин со сверхнизкими ценами, огромным выбором и сплошь отличными отзывами как под копирку, помните: это скорее говорит о мошенничестве, чем о действительно достойном месте для покупок.

Указывайте при покупке только нужные данные

Что нужно магазину для оформления заказа:

номер телефона и/или адрес электронной почты — первое, как правило, запрашивают при регистрации, для подтверждения заказа и посылке сообщений о доставке, а второе - для отправки электронного чека. Обычно email указывать необязательно, но лучше это сделать - чек точно не будет лишним;

ваши имя и адрес для доставки;

зарубежному магазину также понадобятся ИНН и паспортные данные - это требование российской таможни.

Что нужно банку, через который идет оплата по карте:

номер карты, срок ее действия, CVV2 или CVC2, часто также (но совсем необязательно) - ваши имя и фамилия латиницей, как они указаны на карте.

Если магазин при покупке требует у вас что-либо еще - например, скан-копию паспорта, девичью фамилию матери или логин и пароль от интернет-банка, с ним явно что-то не в порядке, и от дальнейшего общения с такой компанией стоит отказаться.

Важно: на сайте, где вы добавляете товар в корзину и собираетесь платить, должно быть SSL-шифрование. Это выглядит как зеленый замочек в адресной строке. Он означает, что данные, которые вы передаете, знают только ваш браузер и сервер магазина, а мошенники не смогут их перехватить.

Банковскую карту можно «привязать» к магазину. Но только если вы уже знакомы с ним и планируете там иногда покупать. Это упростит процесс - не нужно будет каждый раз заново вбивать все данные. Это вовсе не значит, что магазин сможет списывать деньги, когда захочет - вы в любом случае сами подтверждаете покупку: например, кодом из СМС, отпечатком пальца или хотя бы нажатием на кнопку.

Также «привязку» карты вам может предложить и ваш банк. Например, в Сбербанке это можно сделать на странице оплаты securepayments.sberbank.ru. Это безопасно и работает сразу для тысяч магазинов, среди которых точно не будет мошеннических: все эти магазины проходят банковскую проверку. Если вы хотите подстраховаться по максимуму, заведите отдельную карту для покупок в интернете и перебрасывайте на нее только ту сумму, которую собираетесь потратить.

Платите картой на сайте и не отказывайтесь от чеков

Все солидные магазины сейчас принимают оплату картой на сайте или в приложении. Они могут также присылать в мессенджере или СМС ссылку на платежную страницу. Если этого нет - задумайтесь, стоит ли вообще там покупать.

Если магазин вместо стандартной оплаты банковской картой предлагает сделать обычный перевод частному лицу, тоже лучше не рисковать. Магазин по закону обязан проводить все платежи через кассу и отправлять на почту покупателям электронные чеки. Чтобы ему было куда прислать вам чек, оставляйте при заказе свой email. Когда такого чека нет, и платили вы конкретному Ивану Ивановичу, а не магазину, предъявить потом претензии будет очень сложно.

Свяжитесь с магазином, если что-то пошло не так

Интернет-магазины отвечают за свой товар точно так же, как и магазины в офлайне. Наши отношения с ними регулируются специальной статьей Закона о защите прав потребителей. Когда покупку приносит курьер, можно сразу проверить, все ли в порядке, и, если нет - отказаться платить. Если уже заплатили на сайте, то имеете полное право обменять покупку или вернуть ее, получив деньги обратно на карту. Исключение составляют продукты, косметика, лекарства, товары на гарантии и тому подобное, хотя и тут многие онлайн-продавцы тоже идут навстречу.

У всякого магазина есть средство для связи - номер телефона, сообщества в соцсетях, аккаунт в мессенджере, чат на сайте. Любые проблемы чаще всего проще решить напрямую. Если товар не пришел или он вас не устраивает, магазин должен вернуть деньги либо обменять покупку.

Если покупаете на площадке-агрегаторе или интернет-аукционе, где работает множество магазинов, там может действовать собственная система защиты покупок - в этом случае деньги возвращает сама площадка. Когда платите в зарубежном магазине через PayPal, ваши деньги страхует еще и эта платежная система.



Просмотров: 467  

comments powered by HyperComments