Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Артисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Саранска и Ульяновска соберутся, чтобы исполнить оперу «Пиковая дама»

Ее можно будет услышать 10 марта в 17.00 на сцене Большого зала Ленинского мемориала.

mosaica.ru
mosaica.ru

«Пиковая дама» - произведение, знаковое для России как в формате пушкинского текста, так и в виде оперы Петра Ильича Чайковского. Страсть, игра, риск, фатализм, разбитые мечты - все эти вневременные темы отчетливо присутствуют здесь. Сложная опера станет одной из своеобразных кульминаций музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена...». Сложность ее реализации заключается еще и в том, что для исполения масштабного полотна пригласили ведущих артистов из разных оперных театров, выделив для репетиции всего один день. Артисты Ульяновского государственного симфонического оркестра «Губернаторский» изучали материал около месяца.

Как признался дирижер этой постановки и главный дирижер Ульяновского государственного симфонического оркестра Олег Зверев, «исполнение партий требует огромного мастерства, кроме того, композитор отводит большую роль оркестру. В идеале эту гениальную вещь нужно очень долго репетировать». Однако состав артистов подобрался по-настоящему звездным, все хорошо знакомы с  материалом, поэтому спектакль должен пройти на высоком уровне. Главные роли исполнят Виталий Серебряков (Герман), Ирина Ващенко (Лиза), Карина Хэрунц (Полина), Елена Шевченко (Графиня), Максим Перебейнос (Елецкий), Григорий Соловьев (Томский). Хоровые партии, которым у Чайковского отведено значительное место, споет Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова. 

Виталий Серебряков

солист Московского музыкального театра «Геликон-опера»

Я спел премьеру оперы «Пиковая дама» с Владимиром Федосеевым в декабре 2017 года, два спектакля. Сейчас это мое третье выступление в этой партии. Опера великолепна, потрясающа, насыщенная музыка, но считается одной из самых мистических опер. Чайковский написал ее во Флоренции всего за 44 дня. Она ему очень тяжело давалась. Даже на партитуре, которая хранится в музее, есть капли его слез. Он писал эту оперу и плакал. Когда он закончил ее, уже в конце была подпись: «как мне жаль с Германом расставаться». Я эту оперу полюбил давно, еще учась в консерватории; понимал, вникал в нее постепенно. Это не из тех опер, которую можно послушать раз и влюбиться, как, скажем, в оперу Верди, там «самоиграющая» музыка. Здесь нужно доходить до каких-то музыкальных истин, у Чайковского много кодов, которые нужно со временем расшифровывать путем размышлений, когда взрослее становишься, что-то понимаешь. И сам образ Германа очень неоднозначный. По-разному и трактуют в мире, и постановки разные совершенно. Вопрос – любил ли он Лизу или не любил? Что для него было главным? Он игрок, для игрока все-таки любовь на втором плане. У него есть пунктик – три карты. Он идет к этим трем картам, через любовь, может, Лиза является проходным пунктом на пути к графине, к трем картам. С другой стороны, музыка Чайковского пропитана любовью: в ариозо «Прости, небесное созданье» - кроме любви ничего нет, безусловно. Поэтому эта постоянный секрет, загадка, насколько он любил Лизу. И сколько я об этой партии думаю, до конца, наверное, не могу раскрыть образ этого человека, этого обрусевшего немца, для себя.

Чайковский признавался, что Герман для него был живым человеком: «Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а всё время живым человеком.<...> Когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг стал сильно плакать». 

Ирина Ващенко

солистка Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Роль Лизы - для меня знакомая. Я воспринимаю ее как нормальный человеческий типаж женщины, которая предпочитает не то, что нужно. Нормальная ситуация - прекрасное, чудесное существо, но ей хочется страсти,  чего-то другого. Это очень жизненная история, когда человек положительное, прекрасное отвергает и выбирает что-то с кучей изъянов, в результате – плачевный конец. Но, на мой взгляд, образ Лизы у Чайковского совершенно не раскрыт, его нужно додумывать, она просто жертва обстоятельств, своей любви. Это история мужская, а Лиза просто в ней участвует.

Кстати, опера пройдет без декораций, в концертном исполнении, поэтому все внимание будет сосредоточено на тексте и звучании голосов. А среди артистов есть действительно уникальные: например, у Григория Соловьева - редкий по красоте тембральной окраски бас, заслуженная артистка РФ Елена Шевченко перевоплощается от Ольги из «Евгения Онегина» до Кармен, а баритон Максима Перебейноса принес ему почётное звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия».

Читайте также:

Нет комментариев
Обсудить