ММВБ: $63,98 €71,64

«Люди с синдромом Дауна – это «роутеры», раздающие любовь». Педагоги о том, как работать с особенными детьми

21 марта – день человека с синдромом Дауна. В канун этого дня корреспондент mosaica.ru узнавал о проблемах «солнечных» детей и их родителей.

Модели и актёры, продавцы и гимнасты… Люди с синдромом Дауна во всём мире уже давно не воспринимаются как изгои. Их берут в обычные школы, они могут найти работу и создать семью. Вот только в Ульяновске дела обстоят по-прежнему нерадостно.  В нашем городе тема детей с синдромом Дауна все еще относится к числу закрытых. Врачи по-прежнему советуют молодым мамам отказываться от малышей, и никаких льгот родители не чувствуют.

- Единственная организация, в которую мы ездим на консультации, благотворительный фонд «Даунсайд ап», - рассказывает мама маленького Тимофея Оксана Курносикова. – Он находится в Москве, поэтому сотрудники больше работают с жителями столицы. Мы можем съездить на прием к дефектологам лишь несколько раз в год. В Ульяновске спасаемся всевозможными школами развития, но и там не все гладко. Не берут нас ни в бассейн, ни в другие спортивные секции. Хотя именно у  «солнечных» детей хорошие способности для плавания.

«Главное - показать самому, и тогда ребёнок повторяет»

Денис Киреев - кандидат в мастера спорта по плаванию, неоднократный победитель зонального Чемпионата России и Чемпионата Ульяновской области по плаванию, победитель заплыва через Волгу «Соединяя берега». Вот уже несколько лет среди его учеников - ребята с синдромом Дауна. Несмотря на то, что особых методик для занятий с такими детьми нет, он интуитивно научился работать с «солнечными» малышами - и результатом все довольны. 

Денис Киреев

тренер по плаванию, КМС по плаванию

Детям с синдромом Дауна я даю те же задания и упражнения, с помощью которых обучаю плаванию всех детей. Единственное, нужно запастись терпением. Поначалу тренировки проходят так: «я тебя не вижу и делаю, что хочу» . Постепенно ребенок привыкает к тренеру и начинает видеть его, вот здесь и начинается процесс обучения, точнее подражания. Конечно, не с первого раза ребята осознают, что от них требуется. Со временем я понял, что не обязательно проговаривать задание, а просто надо самому сделать, например, выдох в воду, и ребёнок повторяет. Просто потому, что ему это показалось забавным и интересным!

Тренировалась у меня девочка Стася, она очень любит плавать. За время занятий она научилась плавать на груди и на спине, нырять, задерживать дыхание под водой. Бывало даже так, что по окончании тренировки, когда мама приходила забирать её, Стася никак не хотела выходить, говоря: «я не наплавалась, хочу ещё».  Мне в такие моменты было очень приятно: ей нравится плавать и я научил её этому навыку. Можно ли заниматься «солнечным» детям с другими ребятами в воде? Скорее нет, для ребенка нужен полный контроль, а в воде это сложно.

«Все должны соответствовать определённой планке. Не соответствуешь – не подходишь»

Анюте сейчас 9 лет. Она «солнечная» девочка, справляется со многими трудностями и всерьёз занимается музыкой. Аня учится во втором классе специализированной школы для слабовидящих детей. Но так получилось, что в обычной музыкальной школе она заниматься не стала. И не из-за сложностей, а потому, что уроков было маловато…

- Нам показалось, что один раз в неделю заниматься недостаточно, поэтому мы перевели дочку на индивидуальное обучение. Педагог Елена Николаевна Назарова приходит к нам домой, и за девять месяцев, что она работает с дочкой, Аня успела полюбить её. Я считаю, что в любой работе важна система, и у Елены Николаевны она есть. Это человек, который понимает любого ребёнка без навешивания всяких ярлыков, - рассказывает Ирина, мама Ани.

По мнению Ирины,  основная проблема, почему многие преподаватели отказываются работать с особенными  детьми, – именно навешивание ярлыков. Елена Николаевна просто работает с ребёнком, настраивая его на позитив, и так добивается значительных результатов.

- Самой Ане музыка очень нравится, занятия включают несколько видов деятельности: игра на фортепиано и вокал. За час занятия успевают сделать очень много, и попеть, и поиграть. Сейчас дочка ходит на гимнастику, там она тоже занимается индивидуально. Очень часто, когда приводят ребёнка в группу, на любую программу – спортивную, образовательную, не зависимо от того, какой у ребёнка диагноз, ему не даётся шанс пребывать в группе. Нет варианта разноуровневости внутри группы, зато есть планка, которой все должны соответствовать. Если ты не соответствуешь, тебя нет в этой группе. Но ведь есть ситуации, когда результат – не главное. К сожалению, в группе всегда идёт ориентация на результат, с которым не справляются многие дети, не зависимо от наличия диагноза, - делится мама девочки.

С ней согласна и педагог по музыке и вокалу Елена Назарова, которая сразу же прониклась к Анюте симпатией.  

Елена Назарова

преподаватель музыки и вокала

Чего нельзя делать в педагогике –  это занижать планку. То есть: ну ладно, ребёнок – инвалид, хоть как-нибудь сыграет – и хорошо. Я занимаюсь с Аней, как со всеми обычными детьми, я с неё так же требую – она даёт результат. У каждого ребёнка есть свои недостатки: у кого-то гипотонус, у кого-то – гипертонус мышц, у кого-то хорошая память, у кого-то плохая… Но и над этими качествами надо работать. Например, у детей с синдромом Дауна понижен тонус мышц.  Значит, нужно его развивать. У Анюты – хороший слух, хорошая память. Я с ней общаюсь как с совершенно обычным ребёнком, никаких скидок я не делаю. Что я ей показываю, то она и выполняет. Я считаю, что любить, уважать, развивать нужно любого ребёнка, не делая различий. И это сразу даёт результаты. Ребёнок настраивается на позитив, а потом я смотрю чисто педагогически: плохо рот открывает, значит, нужны упражнения для этого.

Это же обычные дети, интеллект у них не останавливается. Он будет останавливаться только в том случае, если его не развивать. Единственная особенность – это их безграничная любовь. Я иногда в шутку говорю: «Анюта – это роутер! Только роутер раздаёт интернет, а Анюта – любовь». Она отдаёт, отдаёт, отдаёт её, а любовь не иссякает.

Чтобы все понимали, что это обычные дети, нужно воспитывать общество, объяснять это. Был такой случай, когда я работала в общеобразовательной школе, и туда привели  ребёнка с умственной отсталостью. Родители очень хотели, чтобы он влился в общество. В классе учительница так сумела построить работу, что дети его приняли абсолютно нормально. Они знали, что в математике он не понимает и понимать не будет, помогали в этом, а на переменах общались с ним отлично. Всё зависит от взрослых! Есть, конечно, случаи, когда малыша с синдромом Дауна привели в песочницу, а мамы позабирали своих детей. Ну что потом можно сказать об этих мамах! 

Получается, что те, кому и так постоянно нужна помощь и поддержка, не видят её от окружающих. Как сообщили родители «солнечных» детей, даже в областную спортивно-адаптивную школу их малышам доступ закрыт. Там занимаются те, кто имеет инвалидность по слуху, зрению, опорно-двигательной системе, а дети с СД снова оказываются за воротами... И если бы не те педагоги, которые берут на себя смелость и отдают часть себя особенным ученикам, в Ульяновске мало бы что сдвинулось в этом направлении. И благодаря им дети и их родители становятся немного счастливее. 


Опубликовано: 23.03.2019 в 14:00 
Просмотров: 2003 

comments powered by HyperComments