ММВБ: $58,89 €60,90
Опубликовано: в 08:00  

В Ульяновском областном театре драмы ставят опыты над зрителями

Фото: Семён Архангельский

Режиссёрская Лаборатория Олега Лоевского представила в Ульяновске эскизы новых спектаклей.

В мае в Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова пригласил зрителей ознакомиться с результатами работы в нашем городе режиссёрской лаборатории Олега Лоевского – человека, который по его собственным словам знает о театре всё.

Стоит заметить, что такого рода событие происходит в Ульяновске не впервые, и результатом прошлогодних стараний стало появление в театральном репертуаре таких знаковых спектаклей как «Бесприданница» Александра Островского в версии питерского режиссёра Владимира Золотаря и «Весенняя гроза» Теннеси Уильямса, поставленная его земляком Георгием Цнобиладзе. Кстати, последняя обрела просто необычайную популярность: по словам директора театра Натальи Никоноровой, билеты на неё раскуплены аж до октября, несмотря на их относительную дороговизну.

В этом году серьёзную заявку на вхождение в репертуар сделали три режиссёрских работы, и сейчас их дальнейшая судьба зависит от руководства театра. На этот раз обошлось без театральной классики, и все три предложенных «эскиза» относились к категории современной драматургии – острой, местами весёлой, местами трагичной, даже отчасти безысходной, но вполне реалистичной, несмотря на элементы театра абсурда.

Необходимо пояснить, что такое «эскиз». Это вовсе не рисунок на бумаге, не читка пьесы, не объяснение «на пальцах», чего именно хочет добиться автор. Это полноценный спектакль, но сделанный не за несколько недель, а за пару-тройку дней. Малосольный огурец. Варенье-пятиминутка. За считаные дни режиссеры должны успеть не только познакомиться с труппой, оценить технические возможности театра, но также продемонстрировать свой авторский почерк и доказать наличие творческого потенциала.

Конечно, обсуждение после просмотра каждой работы может быть бурным, и зрителям не возбраняется высказывать своё мнение, однако насколько это может повлиять на результат – вопрос открытый.

Итак! По сути это был этакий «марафон», когда за один день состоялось три просмотра.

Первым на Малой сцене был представлен эскиз молодого режиссёра из Москвы Александра Плотникова. Пьеса Михаила Дурненкова «Война ещё не началась», кажется, затрагивает все проблемы каждого отдельного человека и человечества в целом, которые обозначаются в диалогах, которые порой кажутся случайными, абсурдными, и временами возникает сомнение в психическом здоровье персонажей. Грань между земным и потусторонним существованием обозначена белой полосой – сплошной линией, которую вообще-то пересекать не положено… Но они пересекают её многократно! Туда-сюда-туда-сюда-туда-сюда… Порой – нерешительно, а временами – как будто её не замечая. Один персонаж утверждает, будто он робот с дополнительной опцией: «Блок абсурда делает меня похожим на живого. На настоящего человека. Я могу парадоксально шутить, неадекватно реагировать и вообще». И сразу возникает ощущение, что не один он такой. Что всё человечество состоит из роботов со встроенным «блоком абсурда». А вообще-то эскиз получился довольно оптимистичным – благодаря затаённой иронии, которую несли сквозь действие актёры Владимир Кустарников, Михаил Петров и Елена Шубёнкина.

А вот о втором опыте нечто подобное сказать трудно… Но можно! Действие пьесы Полины Бородиной «Исход» происходит к клинике для душевнобольных. И главный герой там вовсе не ищет себя, как положено нормальному человеку… Он поставил цель потерять себя, симулировав потерю памяти и отправившись в никуда. И тут не повезло. Нашли. Приехала супруга и забрала бедолагу в мир каждодневной рутины. Впрочем, потерял он не так уж много, поскольку жизнь в дурдоме – тоже своего рода рутина. Рутина вообще не в окружающем мире, а в самом человеке, если он не в состоянии её преодолеть. Кому-то она даже нравится – и это вполне себе счастливые люди… Эскиз этой пьесы режиссёр Артём Устинов из Самары сделал в стиле минимализма, и декорациями стали стены реквизиторского цеха театра. Впрочем, если всё выльется в полноценный спектакль, то кто знает, до каких «спецэффектов» можно докатиться…

И, наконец, третий эскиз представил заслуженный артист России Александр Огарёв из той же Москвы. В пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» внезапно рушится мир целой семьи, а всё потому что людям не хватает искренности. Взрослые либо врут, либо молчат. Как Лиза, обыкновенная бомжиха, которая когда-то потеряла всё и занята лишь тем, что наблюдает за проходящими мимо где-то в подземном переходе. Всё действие построено на монологе главного героя – подростка, чьи родители внезапно разбежались, погрязли в своих интрижках. Нет смысла пересказывать сюжет – там не больше оптимизма, чем в каждом из двух предыдущих. 

Но, может быть, мир, который нас окружает, получит шанс стать лучше, если мы перестанем смотреть на него сквозь «розовые очки»?