ММВБ: $51,16 €53,86
Опубликовано: в 15:44  

В Ульяновском молодежном театре завершилась первая лаборатория современной драматургии

Фото: Молодежного театра

Главным событием лаборатории стал показ режиссерских эскизов, поставленных по текстам лучших пьес победителей драматургических конкурсов. Многие из них были представлены впервые.

Об итогах лаборатории от художественного руководителя Молодежного театра АлексеяХрабскова (Вольного):

–Театральная лаборатория – явление не новое, в России существует уже около тридцати лет. И театры часто обращаются к подобному формату, решая разные задачи. Эта практика сегодня кажется продуктивной и мне.Если отмотать 10-20 лет назад, я бы не решился на лабораторию, потому что, мне кажется, на тот момент состояние современной драматургии было совсем иное – провальное. В 90-х, когда я учился на актерском отделении в УлГУ, для нас современными авторами оказались Розов и Вампилов, писавшие в 70-х. Нам было трудно, потому что это не наше поколение. И долгое время в современной драматургии не появлялось примеров – никто не писал, или писали то, что не включишь в учебный процесс. Сейчас в драматургии величайший подъем, развитие набирает обороты. И доказывают это действующие драматургические конкурсы, которых более двадцати. Остаться в стороне от этого подъема Ульяновскому молодежному театру было непростительно. И вот что из этого получилось.

«Театр – это артист»

–Во-первых, лаборатория стала для нас пробой, проверкой, экспериментом. Необходимо было измерить, насколько театр готов к постановке современных пьес, есть ли понимание и желание, прежде всего у актеров. Для меня как для руководителя было важно проверить силы театра. Главная моя забота – творческое развитие актеров, потому что театр – это артист. Именно поэтому очень сложным был подбор пьес и распределение ролей среди труппы. Я поставил задачу – дать такой материал, в котором артист раскроется и найдет себя в совершенно новом качестве. Была предпринята попытка поработать с материалом на сопротивление. Что это значит? Когда актер по амплуа, индивидуальности подходит на одну роль, а ему достается такая, в которой проявляются скрытые его качества. В результате мы видим то, что у артиста ни в одной роли еще не было. Мне кажется, у многих ребят получилось выйти за рамки амплуа.Могу сказать и о режиссерах – пьесы для них подобраны тоже на сопротивление – и эскизы поставлены по такому же принципу. Мы специально выбрали материал, который не раскусишь и не осилишь, и который вообще не свойственен тому или иному режиссеру.

«Разбираться в актуальных проблемах и говорить о них»

–Молодым актерам проще работать с современной драматургией. Я увидел ребят, которые с огромным ажиотажем ухватились за материал, будто это их язык, и только на нем нужно говорить.Это свойственно молодому поколению, которому хочется разбираться в актуальных проблемахи говорить о них не эзоповым языком, а прямо в лоб. Точно могу сказать, лаборатория помогла расширить рамки и представления о себе и театре. На обсуждении эскизов один из экспертов – Сергей Гогин сказал очень точные слова: «В Молодежном театре наметилась зонаближайшего развития». Нужно пробовать что-то новое, неординарное порой парадоксальное. Судя по репетициям, которые идут сейчас в театре, видно, ребята после лаборатории стали смелее, крепче и осознаннее всвоем творчестве.

«Создавать условия для развития»

–Главная моя задача как руководителя – создать условия для развития творческого коллектива. И за этим очень многое стоит – повышенные требования к исполнителям, стиль руководства, творческие задачи, которые раскроют потенциал труппы театра. По поводу состоявшейся лаборатории – пока не могу сказать, какой эскиз пополнит репертуар театра, нужно очень серьезно подумать, все просчитать. Все зависит от сил, стремлений,и, конечно же, финансов, поэтому решение будет принято не сегодня и даже не завтра. Сейчас находимся на стадии обсуждения результатов.Я лишний раз убедился в невероятной работоспособности наших ребят. Эта лаборатория показала, что было сделано за два года. И надо сказать, организованность артистов Молодежного театра меня очень радует. Это свойство в театре не постоянное, и не заметишь, как коллектив начнет разваливаться. Все четыре эскиза были собраны с большой ответственностьюучастников. Это отмечают режиссеры лаборатории, что не может не радовать.

«Театр – это ансамбль»

– Театр держится на сплоченности. Труппа театра – это ансамбль. Его создают годами кропотливо, долго, мучительно. Приходить в театр как в кружок, а потом уходить по своим делам – недопустимо и невозможно. Театр можно создать, если все участники творческого процесса активны, и для них это является главным вектором движения, а не дополнительным ответвлением от своей большой интересной жизни. Пока, к сожалению, иногда наши работы попахивают «домашними радостями». Может быть, когда-нибудь Молодежный станет серьезным театром, который сможет творить большое искусство. И наша первая лаборатория – это, возможно, еще один шаг в этом направлении.

«Лаборатория прощает ошибки»

–Творческий процесс – это постоянный отбор выразительных средств. Например, я в своем эскизе, выбирая те или иные ходы и средства выразительности, страшно мучился – сделать так или по-другому. В итоге, я шел на эксперимент, ведь это лаборатория, где можно ошибаться и быт свободным. И когда нам кажется, что рамок нет – возникает творчество. По идее, каждый спектакль должен быть так рожден. Но дело в том, когда ты ставишь плановый спектакль, несешь больше ответственности, стараешься организовать творческий процесс и создать условия для рождения творчества, порой себя ограничиваешь. Лаборатория за счет коротких сроков делает этот процесс стихийным. Это словно забег на короткую дистанцию, а постановка спектакля репертуарного плана – марафон. Потому что постановочный процесс длится дольше, и результат всегда спланирован. Есть надежда, что этот спектакль будет жить долго, ведь он как ребенок – мы его выпускаем, создаем в муках. Бывает, он работает один сезон и уходит. А зачем так? Это бессмысленно. Зачем человеку жить один год – пусть он живет долго! И со спектаклем так же. Не я все это придумал, а те великие люди, кто были до нас, они все прошли и поняли, что короткое дыхание никому не нужно.

«Формат лаборатории в молодежном театре будет жить»

- Если нам будет позволять жизнь и условия, я бы делал подобную лабораторию два раза в год. В планахприглашать сторонних режиссеров. Наша задача – сотворенные на лаборатории эскизы превратить в полноценный спектакль.Я надеюсь, что ни актеры, ни режиссеры не обманутся и не скажут себе, что эскиз закончен, доведен до совершенства.Безусловно, абсолютно в каждом было много хорошего – режиссерских находок, актерских работ.Но я очень боюсь, что пока это похоже на соревнования, а не на сотворчество. Хочется верить, в будущем наши лаборатории станут шагами к большому успеху.

Ольга Аббасова



Просмотров: 1639