Скорая помощь на грани развала в Ульяновской области
Нехватка медиков может обернуться катастрофой в работе скорой помощи в муниципальных районах.
В последнее время поступает много жалоб на работу скорой помощи в сельских районах Ульяновской области. Об этом активно пишут в соцсетях.
Где скорая помощь?
«В Димитровграде на лавочке лежала женщина. Она повторяла: "Умираю". Подростки вызвали скорую. Ждали 40 минут, женщина плакала от боли, прощалась с жизнью. Все её успокаивали. Позвонили в скорую, спросили, когда приедет помощь. Ответ: "Много заявок, всего три бригады на весь Соцгород».
В Новоульяновске из-за нехватки фельдшеров 18, 22 и 30 июля якобы вместо двух бригад скорой будет работать только одна — в составе одного фельдшера. Фактически вместо четырёх специалистов — всего один.
Для города с населением почти 10 тысяч человек это создаёт реальную угрозу несвоевременного оказания медицинской помощи. В областном минздраве об этом знают. Возможно, в эти дни Новоульяновск будут «страховать» бригады из Ульяновска.
«Многие горожане удивляются, почему в деревнях бабушки собирают и сушат травы. А ведь это главное лекарство — потому что скорую не дождешься, — говорит жительница Барышского района Елизавета Петрова. — Приходится лечиться самим. В начале 2000-х даже насекомыми пытались».
Но и работа на скорой бывает нелёгкой. На этой неделе в Ульяновске таксист помешал проезду скорой у ЦГБ. В соцсетях пишут, что он повредил машину скорой молотком, у водителя травма колена, он госпитализирован. Видео инцидента выложила медсестра.
Мало платят
Всё это сказывается на работе скорой помощи. Врачи признаются, что никто не хочет работать за смешные зарплаты. В итоге сотрудники увольняются. Сегодня нехватка медиков в районах достигает почти 180 человек. Даже за единовременную выплату в миллион рублей немногие соглашаются переехать в сельскую местность.
«Наши выпускники-медики уезжают в крупные города и соседние регионы — Москву, Санкт-Петербург, Самару, Татарстан — из-за более высоких зарплат, — рассказывает терапевт одной из городских поликлиник. — Многие идут в частные клиники: там платят лучше, а нагрузка меньше. У нас же большинство сотрудников — предпенсионного или пенсионного возраста. Люди уходят из-за возросшей нагрузки. Ещё один фактор — слабо развитая инфраструктура в сельской местности. Жильё врачам предоставляют, но оно оставляет желать лучшего».
Кстати, в минздраве признают, что средняя зарплата врача в регионе — одна из самых низких в ПФО: около 73 тысяч рублей.
Где решение?
Депутат Госдумы Алексей Куринный считает, что в регионе уже начались сбои в оказании скорой помощи.
Напомним, что с 1 марта прошлого года медработники скорой помощи в сельской местности и малых городах по решению правительства РФ остались без повышения специальной социальной выплаты. Многие восприняли это как несправедливость. Некоторые регионы в ответ ввели собственные доплаты.
Алексей Куринный
«В нашей области вопрос пока не решён централизованно, — отмечает Куринный. — Это рано или поздно приведёт к коллапсу. В сёлах и малых городах бригады скорой и так состоят из одного фельдшера вместо положенных по закону двух. Кадрового резерва нет. Нужно повышать выплаты на федеральном уровне. Этот вопрос я задал на заседании фракции Голиковой. Она уклончиво ответила, когда я спросил о новой системе оплаты труда медиков, которую планируют ввести с 2027 года».
В Ульяновске ситуация со скорой помощью более-менее стабильна, хотя нехватка кадров ощущается. Работа напряжённая: только за 14 июля было 457 выездов, из них 52 — к детям. 49 вызовов оказались безрезультатными, 172 человека доставили в больницы.