Месть за жалобу. Начальник центра мстил осужденным и торговал покровительством в Димитровграде
Какие нравы иногда царят в исправительных учреждениях, демонстрирует уголовное дело в отношении начальника одного из исправительных центров, которое недавно рассмотрел Ульяновский областной суд.
Обида
Осенью прошлого года осужденные к принудительным работам изолированного участка исправительного центра города Димитровграда написали жалобу на плохие условия отбывания наказания. Это не понравилось начальнику участка Ваганову.
Он решил отомстить и подложил в личные вещи осужденных С. и К. алкоголь. Во время обыска у них были обнаружены две бутылки алкогольной продукции, которые изъяли без надлежащего оформления.
После этого Ваганов стал угрожать им дисциплинарной ответственностью и признанием злостными нарушителями, что грозило заменой принудительных работ на реальное лишение свободы.
Затем Ваганов дал указание подчиненной составить два документа с ложными сведениями о том, что осужденные С. и К. якобы обратились с заявлением об обеспечении личной безопасности из-за угроз со стороны других осужденных. В итоге были вынесены два «постановления о переводе в безопасное помещение сроком до 15 суток».
Опасаясь дальнейшей мести, осужденная С. обратилась в надзорный орган с отказом от жалобы, а К. не стала обжаловать в вышестоящих инстанциях результаты рассмотрения ее обращения должностным лицом УФСИН по Ульяновской области.
В помещении для нарушителей осужденные С. и К. также лишились права на свободное передвижение по территории центра, выход за его пределы, а также права работать и получать зарплату.
Сделали «рабом»
Позже к Ваганову обратился незнакомый коммерсант с просьбой предоставить осужденного П. (принудительные работы) для выполнения работ в ООО «З…» без оформления договора.
Ваганов издал приказ о приеме осужденного П. на должность подсобного рабочего в исправительном учреждении. При этом начальник понимал, что П. фактически не будет выполнять эти обязанности, а станет работать на «З…». Находясь под покровительством Ваганова, вместо положенных 311 часов П. отработал по своей «официальной» должности лишь 123 часа, систематически покидая территорию центра и выполняя работы на стороне. За эти нарушения его не наказывали.
Более того, Ваганов в своем служебном кабинете систематически и незаконно получал от П. деньги за покровительство, всего на сумму 2900 рублей.
Суд и апелляция
Вскоре Ваганова задержали и возбудили уголовное дело. Приговором Димитровградского городского суда от 15 сентября этого года ему назначили 3,5 года колонии с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов на тот же срок. Однако наказание в виде лишения свободы суд постановил считать условным с трехлетним испытательным сроком.
Прокуратура посчитала приговор незаконным. Государственный обвинитель указал, что суд назначил чрезмерно мягкое наказание, поскольку Ваганов совершил преступление, используя служебное положение, чем подорвал авторитет уголовно-исполнительной системы. Прокурор просил отменить приговор и вынести новое решение.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия изменила приговор. Были учтены частичное признание вины Вагановым, его раскаяние, состояние здоровья его и близких родственников, помощь им, наличие на иждивении малолетних детей, дипломы, грамоты и памятная медаль.
Была найдена ошибка. Суд первой инстанции назначил Ваганову дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности сроком на 3,5 года, что превышает максимальный срок, предусмотренный уголовным законом.
В итоге приговор Димитровградского городского суда от 15 сентября в отношении Ваганова был изменен: окончательное дополнительное наказание снижено до 3 лет лишения права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов.
В остальном приговор оставлен без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу.