Дмитрий Илюшин: по Барышскому району в мрачный день. Часть 1

Немного осенней Ульяновской области.

Ульяновец Дмитрий Илюшин побывал в Барышском районе и привез оттуда массу фотографий. Правда, по его словам, день оказался мрачноватым. 

Ниже - не только фотографии, но и впечатления ульяновского путешественника. 

 

Дмитрий Илюшин

Село Смольково

Первой остановкой стало село Смольково. И вновь я смотрю на эти два старинных храма. 


Деревянный Никольский храм явно крестьянский. Здесь главное не архитектура, а площадь, чтоб верующие смогли уместиться. Да и Николаю Чудотворцу очень поклонялись на селе. 
А вот каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери совсем необычен. Как интересно было бы посмотреть на него лет 100 назад. Ну, очень странная архитектура. Пусть и круглая форма, пусть внутренняя колоннада, но зачем так много окон (16 больших и 16 маленьких, круглых) и 3 входа? При всем при этом больше двух десятков людей туда просто не поместится. На стенах почти нет места для обычного для русского храма иконостаса, тем более, что числился он трехпредельным. А может вместо окон были цветные витражи? Такое ощущение, что это практически домовой храм помещика. 

Кроме этих храмов числился еще Святой Никольский источник с каменной часовней. Но где это место никак не получается узнать. Это тем более удивительно, потому что сейчас «навспоминали» уже больше, чем было. А здесь – тишина… Слышал лишь про Столетний родник, на задах огорода давно умершей бабушки, но где это…

И еще одно мне совсем непонятно. Храм очистили довольно давно, и даже крест установили, но до сих пор храм стоит брошенным. А починить-то его совсем и не сложно. Это тем более непонятно, когда восстановили приходы в таких «дырах», где и жителей почти не осталось. А здесь и село немаленькое, и трасса, и народ всегда заезжает… И стоит этот неразрушенный храм пустым…

Село Заречное

Старое название села - Бесштановка. Основано оно во второй половине 17 века. Из достопримечательностей можно выделить только Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это уже новая церковь была открыта 21 сентября 2006 года на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы. А до этого здесь стоял построенный прихожанами в 1872 году другой деревянный храм. Но в 1992 году он сгорел.

Впрочем, мне больше понравились старинные дома в центре села, украшенные изящной резьбой. Умели же красиво делать! Да и приятно, что остались люди, сохранившие эту красоту.

Поливановская аллея

Стройные ряды вековых сосен уходят вдаль вдоль трассы. Они завораживают своей красотой и силой. Сколько людей ежедневно останавливаются здесь, чтоб отдать дань этому чуду. Вот это и есть настоящий памятник человеку, помещику Поливанову. 

Аллее почти 150 лет, и все эти годы люди помнят человека, который её создал. А вот кто из нас вспомнит хотя бы одного Симбирского губернатора и чиновников рангом пониже… Они давно растворились в прошлом и стали прахом, в котором интересно копаться только историкам. Хотя им-то казалось, что делают что-то важное для людей (ну и себя не забывали, конечно). Я невольно ухмыльнулся: а кто вспомнит хоть кого-то из нынешних лет через 50? Опять-таки, никому они не будут интересны. И даже не из-за того, что наворовали или наскандалились. Нет, просто это чернорабочие, волею судеб управляющие областью. Это их работа, в которую они не вкладывают душу, и, даже делая всё правильно, не получают отзыва в сердцах людей. А то, что сделано без ДУШИ, не живет долго. Вот поэтому поэт Денис Давыдов останется в веках, а какой-нибудь Ю. Ф. Горячев – неизвестно кто и что…

Спасибо Вам, Владимир Николаевич Поливанов, за эту душевную вековую красоту, за эту аллею, за Акшуатский дендропарк и многое другое…

Погодка мрачная была, пришлось добавить весенние закатные фото...

Дендропарк

Проехав насквозь Акшуат и поднявшись в горку, я попал в местный дендропарк. На входе меня встретил памятник Поливанову. Но я сразу окунулся в царство елей, сосен, кедров, лиственниц… 

Акшуатский парк-дендрарий, расположившийся на 63 гектарах, был основан известным В. Н. Поливановым в 80-е годы 19 века. Тогда, занимаясь сельским хозяйством на песчаных барышских землях, Поливанов пришел к выводу, что только лесоразведение способно спасти сельскохозяйственные земли от песчаных заносов. После этого появились первые посадки сосен. Рабочая необходимость переросла у Поливанова в увлечение, и он начал собирать и испытывать на выживаемость сотни видов хвойных растений из Европы, Сибири, Северной Америки в своем парке. В итоге получилась фантастическая коллекция, которая существует и продолжает развиваться по сей день. 

На сегодняшний день в дендропарке произрастают и плодоносят лиственницы Сукачева, европейская, сибирская, сосны Веймутова, горная, длиннохвойная, пихты европейская и сибирская, ели Энгельмана, европейская, канадская, сибирская, туя западная, магония подуболистная, можжевельники кавказский и сибирский и многое другое. В парке произрастают и лиственные растения. Из деревьев наиболее распространенными являются дуб обыкновенный (занимает в верхнем парке около 16 га) и береза повислая. Кроме этого, есть и завезенные: 7 видов - представители Северной Америки (клен американский, тополь бальзамический и сероватый, ясень американский, магония падуболистная, ирга многоцветковая, пузыреплодник калинолистный), сирень обыкновенная и садовый жасмин - из Южной Европы, виды спиреи из Сибири, а яблоня ягодная - родом из Восточной Азии. Всего из видов, указанных в каталогах лесного питомника В. Н. Поливанова за 1893 и 1898, в парке не найдены сейчас 15. Это 3 вида винограда, ольха перистолистная, туя восточная и канадская, можжевельник казацкий, сосна карликовая... Именно эту сосну Поливанов рекомендовал для создания живой изгороди вдоль проезжих дорог. Помимо повышенной неприхотливости и выносливости, она имеет высокую плотность и поэтому, посаженная в два ряда она "образует прекрасную сплошную цепь".

Акшуат

Аллея упирается в родовое село Поливановых – Акшуат. На въезде плакат с фотографией его владельца. Село – обычное по нынешним временам. Стандартные дома, памятник, есть старинные домушки. И совсем почти незаметная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 

Но именно про храм и хочется рассказать. Цитирую информацию с сайта Барышской Епархии.
«Из истории храма

Первую церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году. Старожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого.

К началу XX века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В. Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.

Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале XX-го века, летом, посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достроенный, но не освященный за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…

Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона - образ Спаса Нерукотворного.

Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».

Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В. Н. Поливанова, где остался на ночлег.

На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.

На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В. Н. Поливанова).

Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах постро¬ил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степе¬ни. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 г. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза.

Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разворошённых при строительстве захоронений.

В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно.

В конце 1950-х церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…

Церковь сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами за колокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», - рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина.

Жительница села Тамара Александровна Ларина вспоминала: «Было это в 1950-х. Мы тогда дом достраивали. Пришло время конопатить сруб. Раньше все на Вечное болото ходили за мхом, но в ту пору церковь наша стояла без дверей и каждый брал там всё, что хотел: доски, паклю. Решили и мы с сестрой Антониной тоже сходить за паклей в церковь. Дело было осенью. Весь день моросил мелкий дождь. Забрались мы с Тоней на печь, погреться немного. Я задремала, и приснился мне сон, что мы пришли в церковь. Я вошла в алтарь, а там яиц лежит много-много. Дай, думаю, яиц наберу, и принялась их в подол собирать. Вдруг я услышала голос ангела: «Не бери яйца, не трогай здесь ничего! Здесь всё наше». С испуга я проснулась и думаю: «Надо же, церкви нет, а Бог в ней остался!» Разбудила сестру и говорю: «Нет, Тоня, не пойдём мы за паклей в церковь. Собирайся на Вечное болото...»

Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.

Икона, заказанная семьёй В. Н. Поливанова для Акшуатской церкви в 1910 г., хранилась в семье Крякушиной Антонины Максимовны (получила в подарок от Переведенцевой Натальи), а после её смерти была передана в школьный музей. С 2011 г. икона находится в церкви с Акшуат, которая размещается в здании бывшей школы.. На обороте иконы надпись: «В дар селу Акшуат от семей Поливановых и Коптевых». На иконе изображены святые, в честь которых названы члены семьи Поливановых: св. Владимир, св. Мария, св. Александр, св. Николай, св. Людмила, св. Наталья, св. Татьяна.

Престольная икона Акшуатской церкви - икона Тихвинской Божией Матери - долгие годы хранилась у Марии Самсоновны Кочкиной. Она завещала передать её в Акшуатскую церковь и не сомневалась в том, что она будет вновь построена. После смерти Марии Самсоновны икона хранилась в доме её сына. Когда восстанавливалась церковь в селе Заречном, Кочкины решили, что такая икона должна принадлежать всем, и передали её туда.»

Фотографии Дмитрия Илюшина


Опубликовано: 03.11.2015 в 10:48 
Просмотров: 546 

comments powered by HyperComments