Секрет фирмы: в огне из металла рождается искусство

«Главные новости Ульяновска» выяснили секреты кузнечного дела.

Мастерская «Корч» - одна из немногих хранит древние традиции кузнечного дела. Здесь трудятся настоящие мужчины – колоритные, брутальные, сильные. Смотреть на то, как с их помощью в огне рождаются произведения искусства, – зрелище завораживающее. А результат – впечатляющий. Например, одной из достопримечательностей Ульяновска давно стал памятник утраченным храмам на улице Гончарова. Он установлен в 2006 году, и его венчает позолоченный крест. Эта композиция была изготовлена именно ульяновскими кузнецами из мастерской «Корч».

Куй, пока горячо

Крупнейшая ульяновская кузнечная мастерская расположилась на улице Федерации. Внешне она немного напоминает большой кирпичный гараж, а внутри – поистине филиал преисподней. Здесь горит несколько довольно ярких очагов огня, в которые периодически подкидывают уголь. Но на самом деле в кузнице совсем не страшно и постоянно звучит известная радиостанция.

В мастерской находятся три горна, в которых разогревают металл, два станка, помогающих ковать, и несколько наковален.

Горны для разогрева металла напоминают мангалы с дымоходом, в которых жарят шашлыки. Но в несколько раз больше. Внизу такого горна есть специальный вентилятор, с помощью которого регулируют подачу воздуха в горелку. Чем больше воздуха подают, тем сильнее горит огонь. Топят горны коксом – это разновидность угля, который даёт более высокую температуру, чем обычный, и при этом менее токсичен.

Станок, называемый «молот», упрощает кузнецам ковку. С помощью педали кузнец может регулировать силу удара. При необходимости под станок можно поставить молоток и таким образом вырисовывать практически любые узоры. Но станок при этом сам узоры не штампует. Кузнецы такие работы машинам не доверяют.

Буквально при нас кузнец Владимир Дмитриев показал, как из обычной железки получается… лист дерева. Для начала взяли железную палку, засунули ее в огонь. Для работы необходимо, чтобы металл разогрелся до 700-1100 градусов! Также, чтобы было легче работать, используют низкоуглеродистую сталь – она мягче, чем обычная. Иногда используется медь и латунь.

Владимир Дмитриев

Кузнец

- Металл разогревается до красна, почти до бела. На это обычно уходит от пяти до 30 минут, в зависимости от толщины металла. После этого с заготовкой можно производить какое-либо действие. Состояние металла при такой температуре можно сравнить с пластилином. Хотя усилий, конечно, придётся приложить значительно больше, - говорит Дмитриев.

После этого разогретый металл вытаскивают, берут молоток и идут к станку. Под ним будущий лист сначала делают плоским, придают форму, а потом с помощью молоточка поменьше делают прожилки.

- Все узоры делаем тоже вручную. Для этого используются разные инструменты. Но при этом не используется никаких штампующих станков. Стараемся применять старые методы, которые использовались до появления сварки и болгарки. Раньше всё выпиливалось лобзиками, вырубалось зубилами, - добавляет Дмитриев. 

В результате на изготовление листика ушло не больше десяти минут. Но на другие работы часто требуется значительно больше времени.

Выковать розу и умереть

Одной из самых масштабных работ кузнецов стала огромная роза весом 5,2 тонны. Её отковали в 2003 году и передали в дар Санкт-Петербургу.

Александр Романов

руководитель кузнечной мастерской «Корч»

- Это был уникальный проект. Участников было четверо. Первый – киногруппа, которая получила заказ от Министерства культуры России на съёмки документального фильма. Вторыми были мы как непосредственные исполнители. В Димитровграде нашёлся спонсор, который частично оплатил материалы и работу. Четвёртым стал завод УЗТС, где розу выковали - рассказывает руководитель кузнечной мастерской «Корч» Александр Романов.

Розу ковали с помощью большого пресса завода УЗТС. Сначала кузнецы вместе с технологами просчитали все параметры монумента.

- Таких станков на всю страну 5-6 штук было. Роза - не совсем обычное изделие для предприятия. Но мы за это взялись. Сначала с технологами всё просчитали. Много раз пробовали на пластилине. Это был сумасшедший проект, но всё получилось с первого раза. Значит, мы сделали достаточно правильные расчёты. На литьё самой розы на заводе ушло около недели. 

К сожалению, сейчас этого предприятия уже нет, станка уже нет. Получилось, что это была «лебединая песня» для того пресса, - говорит Романов.

Крест и ограда

Другим знаковым проектом ульяновских кузнецов стал позолоченный крест, установленный на памятнике утраченным храмам Симбирска. Скульптура расположена на пересечении улиц Гончарова и Бебеля. Крест сделан из меди, бронзы, сусального золота, стали. Для его изготовления применяли весь набор кузнечный приёмов: ковку, сварку, золочение, чеканку, литьё.

Но самой продолжительной работой «Корча» стала ковка ограды вокруг здания ульяновского отделения Центробанка. На неё ушло 3,5 года труда.

- За это нам тоже не стыдно, потому что делали всеми основными кузнечными приёмами. Там нет ничего, что держалось бы на сварке. Там всё проковано, проклёпано, - рассказывает Романов.

На века

Главным в своей работе ульяновские кузнецы считают качество. Пусть иногда для кропотливой работы потребуется больше времени и придётся сорвать сроки заказа, потеряв часть денег.

- Мы стараемся делать творческие вещи, насколько позволяет заказчик. Потом рисуем то, что нам хотелось бы видеть на основе предпочтений заказчика. На этой основе делаем эскиз и потом уже начинаем работу. Стараемся к каждому заказу подходить не технически, а творчески. Но главное -  на совесть, зачастую теряя во времени и деньгах, - признается Романов.

В копилке заказов ульяновских кузнецов как ограды и козырьки над входами в здания, так и всевозможные кованые украшения, сувениры и даже самовар.

- Есть много разных проектов, которые хотелось бы сделать, чтобы украсить город, его улицы и фонари. Потому что тем самым Ульяновск приобретает индивидуальность. Например, в Барселоне жили давным-давно кузнецы, мастера, архитекторы. Были люди, которые оплачивали их труд. А теперь их совместная работа стала достоянием культуры города, он «кормится» за счёт этого, потому что туристы любят смотреть на созданные в то время работы. Но почему сейчас это не делается? - считает Романов

Есть руки, есть головы, есть люди, и если сложить всё, то получится продукт, с которым интересно будет жить, - считает Романов.

- Мы стараемся использовать те же способы расчётов, приёмы, образы, которые использовались несколько веков назад. У нас есть изделия, которые необходимо реставрировать. Но никто этого не делает. Да, на это деньги нужны, как же без них. Но надо хранить культуру, и не на словах и в отчётах, а заниматься реальными делами, - добавляет Романов. 

Сила, внимание, творчество

Профессия кузнеца – одна из самых древних на земле. И в почете до сих пор. Но как стать кузнецом?

- Чтобы заниматься художественной ковкой, нужно в первую очередь любить это дело. Не очень просто взять и делать это. Этим надо болеть и чувствовать. Невозможно этому быстро научиться. Те учебные заведения, которые учат, дают только основы, а ты потом всю жизнь уже в кузнице пытаешься чего-то добиваться, - говорит Романов.

Нужно быть и физически сильным, ведь некоторые молотки весят до 16 килограмм. Вес самых лёгких составляет полкило.

- Ещё важна вдумчивость. Мозг должен быть пытливым и генерирующим идеи, чтобы был момент создания. Без этого можно остаться простым производителем «одноразовой посуды», - добавляет Романов.

Мастерами художественной ковки в основном становятся выпускники художественных вузов. В некоторых из них есть специальность «художественная обработка металлов». Самым лучшим вузом, где готовят кузнецов, на сегодняшний день считается Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Александр Романов учился в г. Павлово-на-Оке. Но в России есть несколько других высших и средний учебных заведений с подобными отделениями.

О «Корче»

 

История ульяновского кузнечного двора «Корч» началась в 1986 году. В этом году мастерская празднует 30-летний юбилей со дня основания. Сначала кузница обосновалась в Новом городе. Потом Союз художников выделил здание на улице Федерации в центре Ульяновска, где мастерская находится по сей день.

Сегодня жизнь кузницы бьёт ключом. «Корч» является членом Союза кузнецов-художников России и постоянным участником различных выставок и фестивалей в Москве, Ульяновске, Саранске, Будапеште, Сексарде (Венгрия), разных городах США, Италии,  Австрии. При мастерской открыты кузнечная школа и музей кузнечного дела.

Основателями «Корча» являются Александр Романов и Иван Монастырский, приехавшие в Ульяновск из Нижегородской области. Сначала они работали гравёрами на «Авиастаре». Но через некоторое время решили заняться возрождением художественной ковки и основали мастерскую.

 

Видео, фото автора и предоставлено кузнечной мастерской «Корч»


Опубликовано: 21.01.2016 в 08:35 
Просмотров: 1103 

comments powered by HyperComments