Ульяновск будущего. В регионе создадут ветропарк
Строительство экологической энергетики в полном разгаре.
В 2017 году в Ульяновской области должны появиться первые ветрогенераторы.
Сергей Чикин около полугода назад приехал в Ульяновск из Саратова, где занимался промышленной энергетикой: работал в городских электросетях, был инженером, а затем замдиректора по развитию в российском инновационном предприятии «Энерготехника», разрабатывал комплексные решения в сфере энергетики. В Ульяновске Сергей Чикин занимается энергетикой будущего. Компания ООО «Альтрэн» («дочка» Ульяновского наноцентра), которую он возглавляет, ведет крупные проекты, связанные с созданием в регионе ветропарков.
- У вас сложилась успешная карьера в традиционной энергетике. Почему, несмотря на это, решили принять предложение Ульяновского наноцентра переехать в Ульяновск?
- Я всегда хотел заниматься развитием альтернативной энергетики, считаю, что за ней будущее. Человечество в мировом масштабе выбрало направление чистой генерации и отказ от углеводородов в качестве топлива. Возможно, в будущем это будет вариация применяемых сейчас технологий использования ветра, солнечной энергии и биотоплива, возможно, что-то принципиально иное, но общий тренд на экологичность энергетики сохранится. Я убежден, что Россия может и должна стать активным участником строительства новой энергетики.
Кроме того, Ульяновская область показывает высокие темпы развития, здесь минимальная дистанция власти, оказывается активная поддержка инициатив, созданы механизмы и инструменты инновационного развития. Это также определило мое решение.
- В конце прошлого года Ульяновский наноцентр сообщил, что финская компания Fortum инвестирует 65 миллионов евро (около 5 миллиардов рублей) в строительство на территории Ульяновской области ветроэлектростанции мощностью 35 мегаватт к 2017 году, и наноцентр станет одним из интеграторов проекта. Что это будет за парк, каков срок его окупаемости?
- Предполагается, что будет построено 14 установок по 2,5 МВт, но конкретные решения определятся в ходе проектирования. Срок окупаемости проекта также рассчитывается в ходе проектирования, так как он в значительной мере зависит от принятых технических решений, однако российским законодательством установлен гарантированный максимальный срок окупаемости в 15 лет такого рода проектов.
- Кроме компании Fortum, еще одна компания – «Т Плюс» - намерена построить в регионе ветропарк, причем с мощностью почти в 10 раз больше, чем Fortum - 300 МВт, что сравнимо с мощностью ТЭЦ-1 (435МВт). Ульяновский наноцентр в этом проекте также будет участвовать?
- Наноцентр изначально выступает инициатором развития альтернативной энергетики в регионе, и он будет принимать участие во всех проектах такого рода. Наноцентр совместно с ульяновскими промышленными предприятиями и двумя другими наноцентрами сети РОСНАНО («Техноспарк» в Троицке и «Сигма» в Новосибирске) в настоящий момент занимается созданием производственного кластера для локализации компонентов ветрогенерирующих установок, ведет переговоры с зарубежными производителями оборудования, держателями технологий. Совместно с АО «Корпорация развития Ульяновской области» занимается вопросами проведения ветромониторинга на территории региона. Цель наноцентра – создать в Ульяновске центр компетенций и производства в области ВИЭ (возобновляемых источников энергии), который позволит на равных с зарубежными партнерами участвовать в процессе развития возобновляемой и альтернативной энергетики.
- Какие исследования проводили в регионе перед принятием решения о строительстве ветропарка Fortum, как измеряли скорость ветра, какая среднегодовая скорость ветра в Ульяновской области?
- Ветроизмерения в Ульяновске проводились по заказу компании ООО «СЭСНа» в период с 2011 по 2013 год. В течение полутора лет с интервалом в 10 минут измерялись скорость и направление ветра на высотах до 70 метров. Измерения показали, что расчетный коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) значительно превышает установленный в нормативных актах порог в 27%. Среднегодовая скорость ветра в Ульяновске около 7 м/с. Это хорошие значения, позволяющие окупить проекты ветрогенерации в разумные сроки. Можно сказать, что в Ульяновске ветер для ветроэнергетики подходящий, «коммерческий». Недаром говорят, что это город на семи ветрах.
- Специалисты говорят, что волжский путь – это один из самых больших потенциалов ветра. Что это значит?
- Поволжские регионы обладают требуемым ветропотенциалом, способным обеспечить нормативный КИУМ для квалификации объектов ветроэнергетики. Кроме того, ветрогенерирующие установки – это массивные сооружения (до 100 метров высотой), компоненты которых целесообразно транспортировать водным транспортом, и в этом смысле Волга является универсальной транспортной артерией. Ульяновск же занимает выгодное логистическое положение для организации производства компонентов ветроустановок и их дальнейшей транспортировки в соседние регионы.
- Понятно, для чего нужен проект инвестору, он сможет из ветра делать электроэнергию и продавать ее. А зачем, на ваш взгляд, этот проект региону? Ведь ему придется отдавать под парк территорию, да и шумят ветрогенераторы.
- Строительство ветропарка – это крупный проект. Думаю, будет разумно привлекать к строительству региональных поставщиков, строительные и транспортные компании. Дальнейшая эксплуатация также требует регулярного обслуживания, присутствия персонала. Для региона также важно, что производством деталей для ветрогенераторов готов заниматься один из ульяновских заводов. Создание локализованного производства компонентов ветроэнергетических установок, научно-исследовательского центра даст мощный толчок развития промышленности. Все это обеспечит создание новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет, модернизацию производств, а сами ветрогенераторы обеспечат повышение надежности энергоснабжения.
Для ветропарков подбирается малоиспользуемая территория, а что касается шума – то уже на расстоянии 300 метров он снижается до нормативных значений. От автомобильных дорог, например, шума гораздо больше. Соблюдение действующих экологических норм – это обязательное условие согласования проектной документации и получения разрешения на строительство для подобных объектов.
- Лопасти из композитов, в чем их преимущество?
- Композитные лопасти обладают необходимой прочностью и минимальным весом, им проще придать требуемую форму и наделить особыми свойствами – коррозионной стойкостью, гидрофобностью, гибкостью. При этом развитие композитных технологий позволяет все время снижать удельную стоимость производства композитных элементов.
- В частных домах вы бы посоветовали ставить ветряки?
- Индивидуальный ветряк - это гораздо более простое устройство с высотой 10-20 метров. На этой высоте ветер сильно зависит от рельефа местности, деревьев и соседних построек. Кроме того, нужно смотреть на состояние энергосети. В любом случае требуется внешнее электроснабжение. Имеется положительный опыт применения частных ветрогенераторов в России, но нужно рассматривать каждый случай индивидуально и комплексно.
- В Ульяновской области будет реализован еще один проект в области альтернативной энергетики. Инвестор собирается получать энергию от мусора на полигоне бытовых отходов в поселке Баратаевка. Как оцениваете этот проект?
- Речь идет об утилизации свалочного газа, образующегося на полигонах при разложении отходов. Такие проекты рассчитаны на выдачу относительно небольших мощностей электроэнергии и не предусматривают утилизацию самих бытовых отходов. Конечно, гораздо лучше свалочный газ использовать для выработки энергии, чем его переход в атмосферу, но, на мой взгляд, здесь также необходимо разрабатывать комплексное решение с утилизацией самих отходов, что позволит значительно увеличить вырабатываемую мощность и повысить экологический эффект от реализации подобных проектов.
Беседовала Любовь Чиликова
Фото автора