Что ждет Россию в ВТО, или Как сварить лягушку

Вчера, 23 августа, Россия завершила свой 17-летний путь в ВТО и стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

 

Российский потребитель может смело ждать  положительных эффектов в ближайшее время – ставка таможенных пошлин на ввозимые товары будет в среднем снижена с 10,3% до 7%. Российского производителя, в особенности сельское хозяйство, автопром и легкую промышленность, ждут тяжелые 5-7 лет переходного периода. Совсем как в той притче про двух лягушек, упавших в молоко. Получается, что чем сильнее наш производитель будет «бить лапками», тем быстрее он сможет оказаться в «сливках».

По подсчетам Всемирного банка, членство в ВТО принесет России рост ВВП на 3,3% в год, а при улучшении инвестиционного климата этот показатель может достичь 11%. Финансисты пророчат крупные убытки, возрастающие с каждым днем, но при этом успокаивают: реальные потери бюджета смягчатся за счет роста торговли, увеличения налоговых поступлений и пошлин.

Коль скоро значение вступления в ВТО неоднозначно для каждой отрасли, своими размышлениями мы попросили поделиться экспертов Ульяновска:

Максим Светуньков, кандидат экономических наук:

- В ВТО мы вошли абсолютно неподготовленные, нам нечем конкурировать. По сути ВТО является инструментом развитых стран для реализации своей продукции, механизмом перераспределения прибыли. Россия – не имеет отношения к высокоразвитым странам, мы – страна третьего мира. Вступление во ВТО позволит нам легче ввозить товары из-за рубежа. В свою очередь, предложить мы можем только сырье, но от продажи сырья мало прибыли, поскольку заложенная доля труда в нем незначительна. В России сейчас мало конкурентоспособных отраслей. Даже в космической отрасли – ничего нового за последние 20 лет, просто эксплуатируем то, что было. Остался ряд нерешенных вопросов. Кроме этого, у России нет специалистов, способных поддерживать и защищать интересы страны на международной арене. Что касается автомобилестроения, то пока никто фактически не заинтересован в его развитии. У нас оно всегда было придатком ресурсодобывающих структур. И до тех пор, пока автомобилестроение не станет активным субъектом рынка, ничего не изменится.

 

Расих Гатауллин, депутат ЗСО Ульяновской области:

- Решение о вступлении в ВТО для России выстраданное. Тем не менее, можно констатировать: российская экономика и политическая система должным образом к вступлению на сегодняшний день не подготовлены, поскольку конкурентоспособность большинства товаропроизводителей низкая из-за качества и стоимости товара, а политическая структура не в состоянии законодательно защитить производителей от конкуренции. Если не будет должной поддержки государства, то в первую очередь пострадает российское сельское хозяйство. Сильный удар будет нанесен по автомобильной промышленности. Выиграет от вступления в ВТО потребитель - за счет снижения ставки таможенных пошлин. Все положительные и отрицательные эффекты от вступления во всемирную торговую организацию проявятся не сразу, тем более, что предусмотрен переходный период вхождения России в ВТО, который продлится 5-7 лет. За эти несколько лет Россия должна научиться защищать своих производственников активно и действенно.

 

 

Владимир Рыжих, председатель клуба «Интеллектика», предприниматель, сельхозтоваропроизводитель:

- Я считаю, что вступление в ВТО – это совершенно необходимо, хотя ничего хорошего, думаю, не получится. Россия не готова к ВТО. Представьте, что вы маленький ребенок и вам дали мощную машину. Что произойдет? Правильно, авария, иногда с тяжелыми последствиями. И в этом будет виновата не машина, а то, что вы эту машину получили преждевременно. Так и с вступлением в ВТО: мы сначала должны сделать экономику конкурентоспособной, а после этого начинать играть по правилам. Как говорит народная мудрость, не можешь идти вперед – стой на месте. Последние 20 лет мы только и говорим, что экономика должна быть инновационной. Ситуация такова, что если вы решили ввести новое технологическое оборудование, вы будете вынуждены заплатить такие налоги, что десять раз подумаете, вводить его или нет. Производительность труда в каждой отрасли намного ниже, чем в других развитых странах. Что касается сельского хозяйства – оно не готово больше всех остальных. Если бы мы на внешней арене продавали высокотехнологическое оборудование – военные самолеты, например – а мы продаем нефть.

 

Григорий Каленов, адвокат, депутат Ульяновской Городской Думы IV созыва:

- Вступление России в ВТО оцениваю только положительно. Что здесь можно найти плохого?! Россия открывает себя миру, это больше не закрытая системы, коей она была при Советском Союзе. С сельским хозяйством все будет в порядке. Мы фактически с 1992 года в ВТО – вспомните, как к нам хлынули товары из-за границы. По поводу скептических настроений: мы всегда и ко всему не готовы, потом подстраиваемся и начинаем принимать адекватные решения. Для России это привычный ход вещей. К войне с Гитлером мы тоже готовы не были. Что касается автомобильной промышленности, то из автозаводов у нас фактически остался один УАЗ, а его судьба и без вступления в ВТО была понятна. Вступление в ВТО плохо для тех, кто не хочет внедрять новые системы и развиваться. Самое главное, чему мы должны сейчас научиться – находить баланс между производителем и потребителем. Научимся.

 

 

К размышлению. Если бросить лягушку в кипяток – она начнет активно «спасаться», и сварить ее не удастся… Если поместить лягушку в кастрюлю с холодной водой и медленно нагревать, то лягушка не заметит, как сварится.

 

Екатерина НЕВИДИМОВА

 Фото автора


Опубликовано: 23.08.2012 в 17:00 
Просмотров: 1916 

comments powered by HyperComments