Как ульяновский педагогический университет оказался среди неэффективных вузов России?

После сокращения работников медицины и рядов полиции теперь, видимо, дошла очередь и до работников образования. И называется это прекрасным словом «неэффективность».

О результатах проверки российских вузов на эффективность стало известно еще 2 ноября. Ульяновская область, как оказалось, «пригрела» четыре неэффективных филиала и один вуз – Ульяновский государственный педагогический университет. Среди филиалов, кстати, оказался филиал УлГУ в Инзе. Нестрашно, что педагогический университет – старейшее и почтеннейшее учебное заведение региона, которое дает прекрасное педагогическое образование. Недавно вот УлГПУ и 80-летие отметил.

Признаки неэффективности Министерство науки и образования РФ нашло в 126 высших учебных заведениях. Критериев оценки было 50, основные: количество доходов университета на одного преподавателя, инфраструктура вуза в метрах квадратных на студента, балл поступивших по ЕГЭ, количество иностранцев-выпускников. Такие вот коммерческо-хозяйственные расчеты были проведены. Качество бы образования в вузах мерить надобно, а мерили доходность и привлекательность для иностранцев.

 

Ректор УлГПУ Анатолий БАКАЕВ:

- Мы будем добиваться пересмотра эффективности нашего вуза, чтобы оценка проводилась на основании параметров и показателей 2012 года. Неэффективным педагогический университет признан по характеристикам 2011 года, которые уже неактуальны. Объем финансовых средств научно-исследовательской деятельности УлГПУ в 2012 году составил почти 113,5 миллиона рублей, что в 10 раз больше, чем в 2011. На одного научно-педагогического работника сегодня приходится 293 тысячи рублей (в 2011 году - 23 тысячи). Средний балл ЕГЭ наших студентов 61,1 при пороговом значении 60. С показателями финансово-экономической деятельности тоже все в порядке − на одного научно-педагогического работника приходится 1100 тыс. рублей при пороговом значении в 1100 тыс. рублей. В чем наша неэффективность, если 88% педагогических кадров Ульяновской области и около 50% профессорско-преподавательского состава всех вузов области – это выпускники нашего вуза?

 

То, что в образовании пора навести некий порядок – понятно и разумно. Взять хотя бы количество расплодившихся филиалов различных университетов, которые и у нас в регионе открываются в каждой подворотне. Страшно только, что под общую «волну» могут попасть действительно сильные учебные заведения. И тут вопрос – улучшит ли это ситуацию в образовании и с педагогическими кадрами?

 

Кандидат экономических наук, социолог Максим СВЕТУНЬКОВ:

- Сама идея оптимизации высшего образования в России понятна. В России много «пустых» вузов. Филиалы московских вузов в нашем регионе дают более чем слабое образование. Совершенно непонятно, как в этом списке оказался педагогический университет. По моим личным оценкам, УлГПУ уже по многим критериям обогнал УлГУ. В последние полгода преподаватели массово ринулись из УлГУ в педагогический университет, потому что заработная плата там повыше. Ушли очень мощные гуманитарии, что значительно ослабило вуз. Но и в УлГПУ тоже есть сильные и слабые специальности. Почему в рейтинге среди неэффективных вузов много педагогических вузов? Может быть, просто пришло время как-то пересмотреть педагогическое образование, которое они дают, если зачастую дети с третьего класса вынуждены заниматься с репетиторами? Возможно, среди университетов запустят такой же процесс, как и среди школ – будут объединять неэффективные с эффективными, образовывая филиалы. Другой вопрос, насколько объективно определяется эффективность тех или иных учебных заведений.

 

Вообще странная практически уже закономерность: в конце 2007 года тому же «педу» госкомиссия не продлила лицензию на обучение. Разговоры о слиянии с УлГУ просто разгулялись по вузу. Студентов очень тогда волновал вопрос: бесплатно или платно они будут учиться после слияния. Отстояли преподаватели и студенты свою альма-матер на тот момент. Но такое ощущение, что кто-то решил добиться этого слияния всеми правдами и неправдами.

А что вообще может дать объединение двух вузов? Во-первых, бюджет в один с лишним миллиарда рублей и, соответственно, в два раза больше могущества тому, кто возглавит этот вуз. Вот это пока только и ясно. А педагогический университет словно подталкивают к этому слиянию.

 

Корреспондент сайта «Главные новости Ульяновска» обратился с вопросом к студентам УлГПУ, верят ли они в возможность расформирования их альма-матер и что думают по этому поводу. Народ веселый, эти студенты, в основном: - Все слышали, ничего не страшно, ничего не волнует. А если диплом не выдадут – тогда страшно? - спрашиваем. – А, ну тогда да, страшно.

Ирина, студентка третьего курса: Что наш вуз могут расформировать – не верим. А разговоры о слиянии нашего «педа» с УлГУ ходят давно. Видимо, в итоге этим и кончится. Мы не хотим этого и не видим смысла. Но тут, финансы опять «рулят».

Алевтина Петровна, работник УлГПУ: Что-то такое слышала, но особых разговоров и беспокойства нет здесь. А вообще странно, столько хорошего всегда говорили об образовании наших студентов и тут – на тебе – неэффективные. На юбилее мэр города сказала, что бассейн построят, участок земли даже выделили под него.

Алина, студентка четвертого курса: Да, я знаю о рейтинге вузов. Мне странно, что среди неэффективных оказались в основном педагогические вузы с большим количеством бюджетных мест. Конечно, нам страшно остаться без дипломов. Мы не хотим, чтобы нас присоединили к УлГУ.

Игорь Владимирович, окончил УлГПУ 20 лет назад: Особенно мне понравились параметры, по которым оценивался наш вуз: коммерческая деятельность, количество иностранных студентов. Это именно то, чем должен заниматься педагогический вуз – а чем же еще? Какие могут тут быть учителя и гранты?! Суть в том, что 10 лет ходят разговоры о слиянии УлГПУ с УлГУ. Что это может дать? Ничего хорошего.

 

Екатерина НЕВИДИМОВА

Фото автора


Опубликовано: 07.11.2012 в 17:27 
Просмотров: 3452 

comments powered by HyperComments