Что и как мы празднуем?

Попав в водоворот праздничных событий, задумываться об этом зачастую мы перестаем.

Католики празднуют Рождество 25 декабря – по григорианскому стилю. Русская православная церковь придерживается  юлианского календаря и отмечает Рождество Христово 7 января.

Последнее время все чаще некоторые из нас стремятся перенять западные традиции отмечания праздников вдобавок к тем, которые существуют в нашей культуре. Что это – попытка внедрить несвойственные нам традиции или просто желание иметь еще один повод что-то отметить?

Наличие юлианского и григорианского календарей для россиян уже стало традиционным поводом и возможностью отмечать все «по новому стилю» и «по старому стилю». Рождество, как и Новый год, - уже просто семейный праздник, когда можно порадовать друг друга подарками, вспомнить о старинных традициях, попеть святочные песни, погадать на суженного-ряженного, ощутить некое таинство, зачастую не углубляясь в смысл праздника.

Плохо это или хорошо? С точки зрения церкви – не очень хорошо. А с точки зрения обывателя, ищущего простые житейские радости – это норма. Один из существующих доводов «за» - Библия не говорит, когда родился Христос, главное, чтобы он родился в сердцах тех, кто верит.

Православное Рождество отличается от католического не только датами. Оно требует подготовки – сорокадневного поста. Никакие широкие празднования и гуляния в этот момент, если соблюдать правила, не допускаются. Встреча Нового года, которая приходится на начало четвертой недели поста, в связи с этим очень некстати.

Буквально на днях профессор духовной Московской академии, протодиакон Андрей Кураев, предложил объединить Рождество и Новый год. Главный довод – наше времяисчисление идет от рождества Христова, поэтому нелогично, что даты эти не совпадают. Народ тратит все силы на масштабное отмечание Нового года, тогда как на празднование Рождества их уже остается совсем немного.  Церковное отмечание нового года – вот главное, чего, по мнению священнослужителя, можно было бы достичь, объединив два этих праздника.

Протоиерей Дмитрий САВЕЛЬЕВ, пресс-секретарь Симбирской митрополии:

- Православные отмечают Рождество Христово 7 января, а католики – 25 декабря. Стремление перенимать чужие традиции вносит путаницу и неразбериху, а, значит, лишает наше общество некой стройности жизни. Православная церковь не одобряет такое стремление своих верующих: так можно взять не только григорианский или юлианский календари и традиции, но также перенять все, что приглянется у майя, в язычестве, в буддизме – лишь бы что-то праздновать, не вдаваясь в подробности. Суть происходящего в том, что зачастую люди пытаются внешние элементы чужих культур сделать частью собственного существования, убив свои ориентиры и координаты. Полезного в этом нет ничего, это может только отвлечь от чего-то действительно серьезного и важного в жизни, - уверен Дмитрий Савельев.

Каждый праздник, отмечаемый и по юлианскому, и по григорианскому календарю, растягивается на две недели, будь то Новый год или Рождество – католическое и православное. Итог – постоянный праздник: сначала готовимся, потом празднуем, затем отходим. Учитывая количество наших праздников, а также количество времени, которое требуется россиянам, чтобы, как говорится, войти в колею и начать полноценно работать, тут и года может не хватить.

- Православное Рождество – это, прежде всего, богослужение, праздник воплощения Бога-младенца, когда верующие обращаются с молитвой к небесам, вспоминают библейские события, - рассказывает протоиерей Дмитрий Савельев. - Многие забыли уже, что это за праздник. Для большинства это праздник из народного календаря, связанный с поеданием рождественского гуся, святочными гаданиями, языческими заклинаниями. Мы с детьми читали книги про Гарри Поттера и в каждой из них есть Рождественский бал, связанный с каникулами: колдуны и ведьмы празднуют, чего-то едят, но ни разу не сказано, кто родился, с чем связан праздник на самом деле. Так и у нас: самое печальное явление светской культуры – это когда остаются какие-то традиции от духовных действий, но мы уже забываем, чему они посвящены, - считает пресс-секретарь Симбирской митрополии.

Традиционные новогодние подарки, например, которые мы кладем под наряженные елочки или вручаем друг другу, это символическое продолжение даров волхвов, которые они принесли младенцу-Христу. Рождественский сорокадневный пост - это период затишья, период ожидания чуда. Накануне Рождества верующим рекомендуется утихомиривать проявления внешней жизни, подобно матери, ожидающей появления на свет своего дитя. Праздник Рождества Христова символизирует воплощение Христа в человеческом обличии, чтобы помочь людям побороть свои внутренние противоречия, которые постоянно одолевают человечество на протяжении всего существования. Именно это и предполагает дух Рождества. А само празднование – это гуляния, подарки, поздравления, время, когда нет никаких ограничений, а есть одна радостная волна праздничных событий и настроений.  

Конечно, каждый из нас волен праздновать, что хочет и как хочет. Но знание истории и сути праздника сможет сделать сам процесс более осмысленным, а, значит, и праздник – более значимым.

С наступающим вас Рождеством. Мира и добра.

 

Фото автора


Опубликовано: 06.01.2013 в 15:34 
Просмотров: 1430 

comments powered by HyperComments