Зачем человеку каникулы?
Профильное детство - почему современные дети готовы сменить отдых на учебу?
«Советскому» детству хорошо знаком художественный фильм «Приключения Петрова и Васечкина», в сюжете которого двух друзей отправили отдыхать в загородный лагерь. Очень популярной была песенка из этого фильма с такими словами: «Зачем человеку каникулы, задумывался ль кто-нибудь? А человеку каникулы затем, чтобы отдохнуть…» Даже в простом лагере отдыха был регламентированный распорядок дня, который так не хотелось соблюдать хотя бы в летнее время.
Сегодня место простого отдыха все чаще стали занимать профильные обучающие смены. После долгого учебного года ребята вновь едут учиться. Кто-то глубже познает историю и краеведение, кого-то интересует пленэрная живопись и история искусств, а кто-то просто жить не может без физкультуры и спорта. Сколько же можно учиться? Где же простое беззаботное детство? Нужны ли такие образовательные смены вообще или этим лучше заниматься во время учебного года?
Ольга Бакина, педагог общеобразовательной школы - мать троих детей. Из разговора с ней стало понятно, что она очень положительно относится к организации и проведению образовательных смен во время загородного отдыха:
- Если есть дети, которые ежечасно готовы заниматься любимым делом, значит, нужны и специалисты, готовые ежечасно учить их этому. Как говорится, спрос рождает предложение, - улыбается Ольга Семеновна. - И потом, когда занятия приносят радость и удовольствие, хорошее настроение и позитив, разве может ребенок устать? А утомление - не есть усталость. Замена одной деятельности другой - это отдых. Я думаю, что даже в профильных лагерях такая смена деятельности обязательно существует.
По словам Ольги Бакиной, ее дочь учится в детской школе искусств на художественном отделении, в этом году закончит школу. Средний сын занимается футболом и рисованием, а самый младший мечтает стать спортсменом. При этом ее дети с раннего детства любят отдыхать в лагере, легко общаются с другими ребятами и очень любят узнавать что-то новое.
- Особенно дочь Наталья. Она очень живая и деятельная натура, всегда была лидером, - говорит многодетная мама. - И ей точно недостаточно простого отдыха, купания, валяния на солнышке. Для нее жизнь - это безграничные возможности. Думаю, таких детей много. Поэтому профильные смены и мастер-классы им просто необходимы. Да и выбирают их те дети и родители, которые изначально в семье сумели создать интересную атмосферу и разнообразную деятельность во время досуга.
Но что бы ни говорили родители, просто отдыхать детям, наверное, все-таки нужно. Вспомните себя - как здорово было просто поваляться в высокой зеленой траве, глядя в высокое небо, наблюдать за бегущими облаками и сравнивать - на что они похожи, слушать жужжание насекомых и просто ни о чем не думать. И какими бы полезными эффективными не были профильные смены, это постоянная работа мысли и тела. А что по этому поводу думают в Минздравсоцразвития Ульяновской области?
- В целом, если говорить о подходах к этому вопросу, мастер-классы дают возможность еще в раннем детстве подумать, кем хочет и может стать ребенок, какую профессию он выберет в дальнейшем, - считает глава медицинского ведомства региона Павел Дегтярь. - Ранняя профориентация делает выбор профессии системным. Именно системный подход вызывает у ребят интерес к той или иной профессии.
По словам министра здравоохранения, очень важно ориентировать детей на ту сферу деятельности, вакансии которой есть в регионе - здравоохранение, сельское хозяйство, педагогика.
- Наша задача - заложить правильный фундамент, базис в сознании ребенка, чтобы закончив школу, он мог сделать осознанный выбор, - считает Павел Дегтярь.
Но все-таки, при наличии всех плюсов, есть ли какой-то пробел в существовании образовательных смен, минусы?
- Мы с детства помогаем закладывать в ребенке ответственность за свое будущее, развиваем системное мышление, готовим к определенным жизненным ситуациям. Какие же здесь могут быть минусы? Лично я их не вижу. Некоторые трудности, конечно, вызывает подбор специалистов. Лагерю необходимо большое количество специалистов самого высокого уровня, чтобы у детей всегда был выбор и сравнение.
Существуют образовательные смены не только в загородных лагерях, но и при школах. Об этом нам поведал Александр Петров, главный специалист Ульяновского центра организации отдыха и оздоровления.
- При школьных лагерях Ульяновска и области каждое лето активно работают различные образовательные и оздоровительные смены, которые финансирует областной бюджет. Обязательной основой для работы таких смен является программа, нацеленная на здоровый образ жизни и утвержденная управлением образования.
Пообщавшись с министрами и поняв их аргументированную позицию по этому вопросу, мы решили спросить о летнем отдыхе у самих детей – может быть, они желают отдохнуть ничего не делая. Но, как оказалось, дети не хотят просто отдыхать. Вот что рассказала ученица 11-го класса, учащаяся ДШИ художественного отделения Аня Чекмарева:
- В июне прошлого года мне посчастливилось принять участие в профильной смене. С нами работали преподаватели МГХИ им. Сурикова, ПХУ им. Савицкого, профессора, заслуженные художники России. С нами проводили мастер-классы по портретной и натюрмортной живописи, рисунку. Состоялось несколько пленэров, на основе которых ребята школы создавали композиции на тему «Святые места». Десять дней пролетело незаметно, но эти короткие дни подарили мне и остальным детям заряд вдохновения на следующий учебный год. «Свежий» взгляд на творчество, реальная оценка своих возможностей вселили в меня совершенно новое, радостное мироощущение.
При этом школьница уверяет, что на профильной смене она не устала. В школе - да. Так как это обязательное образование, и их не спрашивают, хотят ли они идти на тот или иной урок. А здесь - совершенно другое дело. Любимое! Важно и то, что дети в таких сменах - не случайные. Они попадают туда добровольно и осознанно, именно те, кто хочет и стремится к такому отдыху.
- Кому, как не самому ребенку лучше известно, отчего ему может быть плохо или хорошо, - считает Аня.
Что ж, получается, изменилось и время, и жизнь и дети, которые теперь вынуждены так рано взрослеть. Почти не ощутив детства, уже думать о будущем, потому что надеяться в наше нелегкое время нужно только на себя. И правильно сказала Аня - только сам ребенок знает, что для него хорошо.
Наталья Нейфельд
Фото Алексея Ефанова