Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Елена Образцова: «Ноты – это не музыка!»

18 марта, на ульяновской сцене, в рамках 50-го международного музыкального фестиваля "Мир, Эпоха, Имена", выступила знаменитая оперная певица Елена Образцова.

На концерт она приехала со своей дочерью, оперной певицей Еленой Макаровой, которая училась у Монсеррат Кабалье. Елена Образцова одна из ведущих представительниц настоящей русской вокальной школы, обладательница великолепного меццо-сопрано, покорившая весь мир своим мастерством, таланту которой рукоплещут Рим, Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Токио и другие столицы.

- Какое впечатление сложилось об Ульяновске? Хотели бы приехать еще раз?

- Я была в вашем городе 40 назад, еще при советской власти, очень счастлива, что сюда вернулась, у вас публика потрясающая совершенно, она умеет слушать. В первом отделении мы с Леночкой пели почти незнакомую музыку. Мы сейчас ездим по стране и специально возим ту музыку, которую еще не слышали, и люди прекрасно ее воспринимают. А когда я пела арию Графини из «Пиковой Дамы» зал встал… Думаю, мы обязательно, еще споем для ульяновцев: Лена выступит с ульяновским государственным симфоническим оркестром  в середине июля, а я приеду в сентябре.

- Елена Васильевна, Вы исполнили множество партий в опере (Марины Мнишек в «Борисе Годунове», Графини в «Пиковой даме», Шарлоты в «Вертере» и др.), какая героиня ближе всего по духу?

- Марфа из «Хованщины» - это и политик, и предсказательница, и женщина, которая умела любить, - в ней есть все! Ария Марфы для меня как исповедь, после концертов я чувствовала полное очищение. Очень люблю Амнерис из «Аиды», потому что эта героиня помогала раскрыть всю мою страсть, Шарлотту из «Вертера», потому что она показывает мою нежность. Вообще все меццо-сопрановые роли – это роковые женщины, а Шарлотта - воплощение чистоты и радости. Каждая героиня помогала, давала выход разным эмоциям.

- Вы работали практически со всеми выдающимися музыкантами современности - не только с певцами-коллегами, но и с дирижерами - Караяном, Мути, Аббадо, Баренбоймом. Что нового они открывали для вас в музыке?

- Они помогли мне понять, что ноты - это не музыка! Сейчас очень много певцов поют ноты, а надо их услышать, расшифровать, внести понимание жизни в эту ноту, сделать свое открытие произведения. Именно это трогает публику. Я работала с самыми великими дирижерами, пела с самыми талантливыми исполнителями, у каждого из них свое понимание музыки, особое художественное исполнение. В настоящее время я планирую создать Международную академию музыки, об этом я разговаривала и с Путиным, и с Медведевым, они обещали посодействовать. На мой взгляд, голоса российских исполнителей гораздо сильнее, чем у европейцев, а культуру исполнительского мастерства нужно еще развивать.

- У Вас большой педагогический опыт работы с молодыми исполнителями, Вы заседаете в жюри престижных конкурсов, что можете сказать о состоянии российской оперной сцены?

-  Времена меняются, в искусстве, как и везде, бывают приливы и отливы: сначала затишье, а потом появляются действительно великие люди. У нас есть талантливые исполнители, но мало хороших режиссеров. Я против того, чтобы они коверкали классические произведения: поставить на современный лад гениальную оперу, это все равно, что пририсовать усы Мадонне.

Что касается исполнителей, то своим воспитанникам я постоянно повторяю: нужно сначала выучить как можно больше музыкальных партий, а потом ждать приглашений. Сейчас, обычно, делают наоборот: ждут, когда будет контракт, а потом начинают учить, но потом – поздно! В юности меня называли монашкой, потому что я не ходила на танцы,  у меня было всего одно черное скромное платье, и я с утра до ночи занималась музыкой. И я выучила очень много партий, когда еще не было даже речи о том, чтобы петь в театре.

 -  Сейчас среди эстрадных певцов модно петь дуэтом с оперными, как Вы относитесь к такому?

- Очень правильно было подобрано название для передачи «Призрак оперы», потому что это пародия на оперу. Такие дуэты мне не по душе, и делается это исключительно ради коммерции. 

- А как же проект «Две звезды», Вы там заседаете в жюри…

- Это все несерьезно, хотя есть человек, замечательный актер, к которому я испытываю глубокую симпатию, - Федор Добронравов - с ним я обещала спеть дуэтом. Думаю, что это будет песня «Капитан, улыбнитесь».

- Вы негативно отзываетесь о титуле «примадонна», почему?

- Раньше примадонной называли первую женщину в театре, которая поет и играет как актриса лучше всех, а потом это понятие стало синонимом к слову «имидж». Имидж создают, когда не хватает чего-то внутри себя, тогда надо что-то придумывать: как одеться, как пройтись. Если человек состоялся, то зачем ему что-то из себя изображать?

- В чем секрет молодости Вашего голоса?

- Думаю, это божий дар. Хотя когда мне исполнилось 50 лет (а все женщины в этом возрасте чувствуют себя неважно), у меня был дуэтный вечер с итальянской певицей Миреллой Френи,  я почувствовала себя слабо и решила, что больше не буду петь. Она на меня кричала как сумасшедшая: «Ты со своим голосом и талантом сошла с ума! Садись к роялю! Мне уже 60, и я все еще пою, и ты тоже обязана петь». Тогда она мне подарила еще 22 года пения.

Оксана ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ.

Фото Виталия РОТОВА.

Нет комментариев
Обсудить