Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Кризис 2012 – катастрофы не будет

Потому, что ниже падать уже некуда.

 

Над миром нависла тяжелая тень экономического кризиса. О нем говорят так же, как о начале второй мировой в 1939 году – все понимают, что это неизбежно, но втайне надеются, а вдруг пронесет. Как повлияет новый кризис на российскую экономику в целом и на ульяновскую в частности, что делать людям? Чем обернется для страны и нашего региона вступление в ВТО? И наконец, когда же все-таки грянет «гром» и грянет ли вообще? Об этом и многом другом нам рассказал кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и политологии УлГУ Максим Светуньков.

- Максим Геннадьевич, начну с главного, когда же будет экономический кризис и будет ли он вообще?

- Сразу скажу, что наука - это вероятностное знание, поэтому на 100% никто ничего гарантировать не может. Если ученый говорит о каком-либо событии, что оно точно произойдет, значит он некомпетентен или блефует. В экономической науке существует много объяснений всем этим кризисам. Одно из них предложил наш соотечественник Николай Кондратьев. Он вывел большие циклы (сейчас их называют большие циклы Кондратьева), их колебания 40-50 лет. Благодаря его методике был предсказан кризис, именуемый сейчас «великой депрессией», и спад, связанный с колебаниями цен на нефть в 70-х годах прошлого века. Многие экономисты говорят, что надвигается очередная волна кондратьевского цикла. В 2007 году экономика достигла вершины, и сейчас мы все вместе летим вниз. Но внутри этих больших циклов есть еще ряд маленьких – 4-, 8-, 12- и 25-летние. Я общался со многими экономистами, которые занимаются этими циклическими колебаниями. По их мнению, вопрос будет или нет – не стоит. Главный вопрос – когда. Первый прогноз - в июне этого года. Действительно, в этом месяце произошел небольшой откат на финансовых рынках, но не более. Вторая группа ученых утверждает, что кризис случится в августе. Третьи, оптимисты – в октябре. Как будет на самом деле - науке неизвестно.

- Насколько сейчас уязвима экономика нашей страны?

- Если говорить об экономике России, то у нас затянувшееся 20-летнее падение. Мы плавно откатываемся все ниже и ниже. Ниже уже некуда, но мы находим все новые и новые пределы падения. Это связано с тем, что наша экономика привязана к ресурсам, нефти, газу, углю, лесу и прочее. Долю прибыли она содержит небольшую. Промышленность хороша тем, если труд вложен и ресурсы переработаны, то доля прибыли несравнимо больше. Поэтому прибыльность западных экономик намного, намного выше. А мы просто переправляем сырье за рубеж, а затем там покупаем готовую продукцию.

- А за счет чего идет рост ВВП, о котором говорят по телевизору?

- В основном за счет увеличения продаж сырья. Плюс есть еще сезонные колебания, которые немного зависят от нашей хилой промышленности. Например, весной у нас стабильно растет внутренний спрос на ГСМ и запчасти машин. В этот сезон у нас пик роста ВВП. Летом затишье, осенью спад, зимой снова тишина. У нас просто нет промышленности, которая давала бы устойчивый рост. Я приехал в Ульяновск в 1992 году. В это время на УАЗе работали 27 000 человек, сейчас около 3 000. Комментарии тут излишни. Реальный сектор экономики съежился. Машиностроение, текстильная промышленность фактически погибли. В Ульяновской области было 25 текстильных фабрик, осталось 5.

- С чем связан такой спад?

- У нас не выгодно работать. В экономике есть такое понятие, как институциональная среда, это правила, по которым мы существуем. У нас очень большой объем издержек на взаимодействие. Чтобы мне зарегистрироваться как предпринимателю, нужно прийти в «одно окно» переписать необходимый список документов, потратить две недели на их сбор, открыть расчетный счет, заверить у нотариуса подпись, а потом потратить еще неделю на ожидание ответа из налоговой. В США нужно просто написать и отправить электронное письмо. В ответе, который придет на следующий день, будет свидетельство, которое нужно распечатать. И все.

- Почему тогда кризис в 2008 году начался с самой сильной - американской экономики?

- Причин несколько. Пришло время ей рухнуть. Любой кризис, это не конец, а обновление - торговых площадок, коммуникаций… Но он может длиться лет 20. Если это кондратьевская волна, то мир будет лететь вниз 20 лет, а потом еще 20 лет вверх. Сейчас говорят, что циклы ускоряются, экономические процессы становятся быстрее, поэтому есть надежда, что падение будет продолжаться не 20, а 15 лет. Произойдет переориентация капиталов на Китай. Именно эта страна, по одной версий, станет первой экономикой мира.

- Стало быть, доллара не станет, «гудбай, Америка»?

- Существует такое заблуждение, что доллар не обеспечен. Но эта мировая валюта, он подкреплен всей продукцией, произведенной в мире. Кроме того, он обеспечен интеллектуальным капиталом. Поэтому то, что они дают «халявные» деньги предпринимателям, их не напрягает. Они так спасают свой реальный сектор экономики. А то, что от этого страдают слаборазвитые страны, это США не волнует. Когда возникает вопрос, как это компенсировать – начинают войну. Выпускается оружие, техника, экипировка и еще много чего. Да еще и экономят на утилизации старых вооружений. Понятно, что США только оттягивают свой закат. Он наступит. Но это проявится в том, что они станут второй экономикой в мире. Имея самую мощную армию в мире, которая, кстати, тоже замечательно подкрепляет доллар, они останутся сверхдержавой. Наш реальный статус – страна третьего мира с ядерным оружием.

- Почему, по сравнению с Америкой, Россию и Ульяновскую область так сильно затронул кризис 2008 года?

- У России и США совершенно разные уровни жизни. Мой одноклассник живет в Америке, работает электриком на заводе. У него два дома, по 150 квадратных метров каждый, и две машины. Он содержит неработающую жену, с которой в разводе. А также ее дом и автомобиль. Кроме того, в России он был летчиком и, не в силах расстаться с небом, купил себе самолет. И это электрик на заводе! В кризис он перестал покупать свежие фрукты. Стал брать вчерашние. В России и Ульяновской области уровень жизни настолько ниже! Я – преподаватель в вузе с наивысшей квалификацией не могу себе позволить купить машину. У нас кризис сузил потребление до самого необходимого – картошка, мясо с овощам. Тем не менее, я не считаю, что по нам кризис ударил сильнее. Наша страна его заметила меньше. Из-за кризиса просто пропали «лишние» деньги. Но у нас не было большой волны безработицы. Предприятия сократили персонал, но не закрылись. Дело в том, что наша экономика настолько съежилась, что больше уже уменьшаться некуда.

- Как Вы сказали, кризис стоит ждать в августе или октябре. Чем он обернется для жителей Ульяновска?

- Первое, что будет при кризисе, это девальвация рубля. Все попытки государства создать подушку безопасности, превратились в бессмысленное обесценивание денег. Деньги должны крутиться и зарабатывать деньги. Их нужно были вложить в крупные предприятия. Мы же разместили средства в акциях американских компаний Freddie Mac, на мой взгляд, это ошибка.

- Что Вы посоветуете ульяновцам?

- Тем, у кого стабильный доход, я посоветую взять кредит в банке и выгодно вложить его. Если помните, в 1998 году люди, имевшие накопления в долларах, смогли купить недвижимость.

- С чего начнется падение?

- Будет спад, связанный с 25-летним строительным циклом. В Ульяновской области в эту отрасль накачана масса денег. Оттуда уже начался отток капитала. Сданного жилого фонда много, а рынок маленький. Нет платежеспособного спроса. Со строительством связано много смежных предприятий...

- Как будет жить Ульяновская область?

- Катастрофы не будет. Наш регион – дотационный. Если центр денег не даст, будем жить плохо, если даст – получше. Но голода и повальной безработицы не будет. Дело в том, что мы живем все хуже и хуже. Сужается потребительская корзина. Люди могут себе позволить меньше, чем 5 лет назад. Работать мы стали больше, а зарабатывать меньше. То есть мы тратим ресурсов больше, чем получаем взамен. Каких-то объективных факторов, которые могут изменить этот расклад, нет. В развитых странах - обратная тенденция. Работают меньше, а зарабатывают больше. Поэтому самое страшное, что произойдет – будем работать еще больше, а зарабатывать еще меньше. И коснется это абсолютно всех сфер. Судите сами, маленькая Польша занимает 40% нашего рынка свиного мяса, США кормит курами. Это убило наше птице- и свиноводство. Сейчас идет небольшое возрождение сельского хозяйства. Но масштабы, с тем, что у нас было, несопоставимы. А сейчас мы еще вступили в ВТО. То есть еще шире открыли ворота для иностранных товаров.

- Если ВТО так плохо, кому интересно наше вступление в него?

- Прежде всего, западному капиталу. Россия и Ульяновская область только проиграет от этого. Мы вступаем во всемирную торговую организацию неподготовленные. В стране нет ни одной юридической компании, которая может отстаивать наши интересы за рубежом. Если возникают конфликты, то Россия нанимает американцев или европейцев. Китай, прежде чем вступить в ВТО, обучил 6 миллионов юристов-международников.

Вступление в ВТО выгодно поставщикам природных ресурсов. Экспорт полезных ископаемых может прокормить порядка 80 миллионов человек, а нас 136 миллионов. Если уничтожить почти половину населения России, тогда наша экономика будет очень эффективна. Исходя из сказанного, я считаю, что основная российская проблема не в кризисе, а в том, что у нас умирающая экономика и точка невозврата пройдена. Я пессимист. Смотрите сами, самая популярная профессия сейчас – менеджер, а для нормальной экономики нужны инженеры. Это основной показатель. Для инженеров просто нет работы. Менеджеры могут хотя бы устроиться продавцом в салон сотовой связи.

 

Ситуацию с кризисом прокомментировал и министр экономики Ульяновской области Олег Асмус:

- Кризиса вообще не стоит ждать, иначе никто не начнет реализацию своих замыслов, идей и проектов. На самом деле поводов для волнений нет. Текущую ситуацию в экономике Ульяновской области можно охарактеризовать как стабильную, достаточно устойчивую и сбалансированную.

Индекс промышленного производства Ульяновской области составил по итогам мая 102,5%. Растут объемы сельскохозяйственного производства (113,7%), строительно-подрядных работ (134,3%), ввода жилья (131,5%), инвестиций в основной капитал (121,5%), уровень номинальной заработной платы (115,0%), Снижаются объемы просроченной задолженности (9,2 млн. руб.), уровень регистрируемой безработицы (0,85%).

 

Фото автора

 

Нет комментариев
Обсудить