Простой герой: кузнец Юрий Мосин
В Ульяновске стартовал IV Международный фестиваль кузнечного искусства «Поющий металл».
Кузнецы со всей страны и не только в течение четырех дней будут выковывать часть «Моста дружбы», который станет украшением набережной реки Свияга. Мы встретились с одним из участников фестиваля, профессиональным кузнецом Юрием Мосиным, который большую часть своей жизни посвятил кузнечному делу.
- Юрий Александрович, сколько лет вы занимаетесь кузнечеством?
- Я заканчивал в Саранске художественный. Потом меня направили в «Авиастар», а оттуда – к ребятам. Уже 15 лет я воюю с металлом, хотя скорее все-таки дружим.
- Что именно куете?
- В основном мы работаем по заказу, потому что кормиться все же надо. Но когда есть свободное время, мы занимаемся творческой работой, проводим выставки с Союзом кузнецов, ездим на фестивали. У нас есть своя галерейка, где также выставлены мои работы. Желающие посмотреть всегда могут прийти к нам (в Симбирский кузнечный двор «Корч» - прим. Автора).
- Расскажите о самой любимой работе.
- Многие неоднократно говорили, что самое лучшее еще впереди, не буду повторяться. Есть такие работы, которыми я горжусь. Недавно я сделал пахаря. Изобразил мужика с сохой, лошадь с огромными ноздрями, размеры небольшие – 500 на 400. Сам я родом из деревни, поэтому не могу не затронуть эту тему. По городу также есть наши работы, все они с душой сделаны, с желанием.
- Дома, наверно, тоже полно своего?
- Есть же такая поговорка «Сапожник без сапог», но это плохо, так не должно быть. У сапожника должны быть хорошие сапоги, а у кузнеца дома свои удачные работы. Иногда продавать жалко – несешь домой. Это подсвечники, фигуры, что-то из мебели.
- Трудно научиться кузнечному мастерству?
- Ну, какой-то дар все-таки должен быть, ты должен видеть образ, без художественных наклонностей не обойтись. А кузнецы всегда были, в тех же деревнях, делали мотыги и другие орудия труда. У нас чуть-чуть другое направление, более художественное. Поэтому какой-то образ, экскизик всегда должен быть в голове, чтобы его можно было воплотить. А там уже практика и практика, начинаешь понимать металл.
- Откуда эти экскизики берутся?
- Достаточно посмотреть вокруг, чтобы найти этот образ. Какую-то корягу увидел – вот уже образец для работы. Я реалист, поэтому стараюсь изображать конкретные образы, более реальные. Но пробовать что-то новое всегда нужно.
- Сколько времени уходит на изготовление одной работы?
- Это сложно сказать. Любая творческая работа зависит от настроения. Порой деталь выполняется очень быстро, но чаще всего одним днем не обходишься: тут что-то додумываешь, там что-то доделываешь, копаешься. Металл надо как-то раскрыть, на это времени много уходит, да и тяжелая это работа.
- Есть какие-то задумки на будущее?
- Задумки всегда имеются, но пока по заказам у нас большая загрузка, постоянно нужно что-то делать. А так, что-то по мелочи делаешь всегда.
- Время на увлечения есть?
- Почти нет. Работаем постоянно, в отпуск никто десятилетиями не уходит. Разве что на поездки порой отвлекаемся, иногда позволяем себе выходные. Если работа тебе не нравится, то она тебя и не держит. А если это твое и работается с удовольствием, тогда не устаешь.
- А путешествовать любите?
- Мы с ульяновскими художниками ездили в Италию, были в Неаполе, в Риме, в Сан-Марчеллино. В Чехии были на фестивале кузнецов, грандиозное шоу. Попутно проехались по Европе на машинах, были в Германии, в Австрии, Польше, Венгрии. Это нужно, потому что застревать на одном месте нельзя, надо что-то видеть. Такие путешествия очень заряжают энергией и позитивом.
Подготовила Ольга ЛЕГОТИНА
Фото автора