Как будут защищать детей от вредной информации в СМИ и на ТВ?

С 1 сентября соответствующий закон вступает в силу.

С 1 сентября, просматривая программу телепередач, зрители не могут не обратить внимание на значки, которые размещаются рядом с тем или иным фильмом. Эти маркировки – результат нововведенного закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». О том, какие еще изменения и новшества таит в себе закон, мы решили узнать у главного борца с вредной информацией в интернете, министра информационных технологий и развития электронной демократии Светланы Опенышевой.

- Светлана Владимировна, какая именно информация считается вредной для здоровья и развития детей?

- Требования достаточно четко определены в законе, в статье 2 к запрещенной информации относится та, что способна побудить детей к причинению вреда своему здоровью, вызвать желание попробовать наркотики, сигареты и алкоголь, а также содержащая нецензурную брань и порнографию, отрицающая семейные ценности.

 

- Как это отражается в реальной жизни?

- Разберем на примере детей до 6 лет. Это самые строгие требования. Согласно статье 7 закона, детей можно допустить к информации, которая не причиняет вред здоровью. К ней же относится информация, содержащая «оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия».

Сейчас очень популярен пример с мультфильмом «Ну, погоди». Волк курит. Формально показ курения может нанести вред маленькому ребенку. Но нужно учитывать согласно положениям закона "тематику, жанр, содержание и художественное оформление; а также особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории.

Приведем несколько широко известных оценок по этому примеру:

Глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко: «Все-таки в данном случае волк - отрицательный герой. Надо, наоборот, его показывать и даже увеличить кратность. Не надо вокруг волка делать погоду».

Вице-президент Российского общества психологов, академик Российской академии образования Александр Асмолов: "С моей точки зрения мультфильм "Ну, погоди!" является одним из самых ярких детских художественных произведений, который дает детям возможность для воображения и развития. Поэтому психологических противопоказаний к таким мультфильмам у меня нет". Он считает "Ну, погоди!" одним из самых ярких классических детских произведений, который психологи рекомендуют детям для просмотра.

Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова: "Волк - отрицательный персонаж. Никто себя с ним не идентифицирует. Он и дымом давится в мультике, ничего хорошего в этом нет. Он шалопай и хулиган - дети понимают, что это пример плохого поведения. Нельзя вообще запретить сказки и мультфильмы, где есть плохие герои, потому что так у ребенка будет формироваться однобокое сознание. С другой стороны, если положительные герои курят, это, наверное, неправильно".

Замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов: "На мой взгляд, «Ну, погоди!» вполне можно отнести к художественной продукции, имеющей ценность культурную, поэтому это тоже вопросы экспертизы, экспертных оценок"

Еще раз отметим, что Закон предусматривает проведение экспертной оценки и достаточно подробно ее описывает.

 

- Какие вводятся новые ограничения на информацию в СМИ?

- Можно считать, что закон не вводит новых ограничений на информацию. Закон более четко определяет меры, направленные на защиту детей и их интересов. Он закрепляет на законодательном уровне то, что нормальные СМИ и так делали, но фактически добровольно. Важно, что изменения в Законе конкретизируют механизмы применения этого закона.

Сам факт того, что с момента принятия закона в 2010 году до настоящего времени требования закона в части возрастной маркировки информационной продукции практически не применялся, хорошо иллюстрирует необходимость данных изменений.

Ранее закон предусматривал возрастную маркировку продукции в технической документации, т.е. эта информация была практически недоступна конечному потребителю. Теперь, например, родителям будет намного проще ориентироваться в том, что стоит или не стоит смотреть ребенку.

Если же родители не уделяют этому достаточного внимания, закон предусматривает временные ограничения, например, на трансляцию информационных материалов, опасных для детской психики.

 

- Что представляет собой маркировка нежелательных для детей телевизионных передач? Как она отражается в печатных изданиях и Интернет-СМИ?

- Требования к маркировке указаны в законе. Упрощенно говоря, это графический знак "16+", хорошо знакомый любителям зарубежных фильмов или текстовое предупреждение "для детей старше 16 лет". Естественно, возраст указывается соответствующий: 0, 6, 12 , 16 или 18.

Порядок маркировки, предусмотренной законом, определяется уполномоченным органом, в настоящее время - Роскомнадзором. В настоящее время Экспертным советом ведется работа по выработке единых критериев для использования такой маркировки.

Для телевидения такое предупреждение должно быть показано до начала, а также после перерыва трансляции фильма или телепередачи, и занимать не менее 5 % экрана.

 

-Существует ли список слов, словосочетаний и выражений, которые будут трактоваться как нецензурные на законных основаниях?

- Такого списка не существует. Закон предусматривает экспертную оценку. Однако представляется, что общее представление о ненормативной лексике у большинства людей совпадает. Так что если редакционная политика и сам журналист не стремятся к эпатажу за счет ненормативной лексики, проблем у него возникнуть не должно.

Кстати, осенью в Госдуму возможно будут внесены законопроекты, предусматривающие введение административной ответственности за использование в СМИ ненормативной лексики. Тогда критерии, определяющие понятия "ненормативная лексика" и "нецензурная брань", наверняка обретут более четкие формулировки и границы.

 

- Какие санкции предполагаются руководству СМИ за несоблюдение закона?

- Если нарушение докажут, то СМИ и, в частности, телеканалы понесут ответственность согласно Административному кодексу. За нарушение закона "О защите детей..." телеканал может получить штраф от 10 тысяч до 200 тысяч рублей. Затем следуют вынесения предупреждений, а конечная мера за неисполнение закона — аннулирование лицензии на вещание.

 

- Кто будет контролировать соблюдение закона, и когда начнется мониторинг СМИ?

- Мониторить эфир на предмет нарушений нового закона будут экспертные группы Роскомнадзора по мере их формирования. Но подать в суд или обнаружить нарушение в телеэфире могут и обычные граждане. Именно для них в законе даже есть такое понятие — "горячие линии". Жалобы населения, возмущенного возможными нарушениями телеканалов и других СМИ, которые будут наносить вред здоровью детей, будут проходить несколько экспертных оценок, на основании которых будут приниматься последующие меры, вплоть до отзыва лицензии у недобросовестных участников рынка.

 

- По Вашему экспертному мнению, насколько в данный момент ульяновские СМИ соответствуют новому законодательству?

- Главное, что ульяновские СМИ занимают конструктивную позицию и готовы к сотрудничеству для соблюдения требований законодательства. Лишнее тому подтверждение - данная встреча. Министерство будет принимать все усилия для поддержания такого взаимодействия и будет со своей стороны прилагать усилия для того, чтобы ульяновские СМИ своевременно получали информацию о выработанных решениях и правильно применяли их в своей деятельности. Очень важно, что ульяновские средства массовой информации в лице редакторов осознают свою ответственность перед обществом. При таком подходе внутренний самоконтроль, вкус и чувство меры позволят минимизировать возникновение спорных моментов и максимально быстро разрешать их в интересах читателей, телезрителей и детей.

 

Подготовила Ольга ЛЕГОТИНА

Фото из архива Светланы Опенышевой

 


Опубликовано: 31.08.2012 в 12:30 
Просмотров: 2801 

comments powered by HyperComments