Простой герой: авиадиспетчер Дмитрий Шароухов
На днях впервые состоялось вручение наград победителям Всероссийского конкурса «Авиатор года».
Ежегодная премия в области гражданской авиации была учреждена Правительством Ульяновской области для поддержки лучших работников, внёсших весомый вклад в развитие авиационной отрасли, а также продвижения профильного образования, стимулирование детского и молодёжного научно-технического творчества.
В номинации «Лучший авиадиспетчер гражданской авиации» премии был удостоен Дмитрий Шароухов, старший диспетчер Ульяновского центра организации воздушного движения (ОВД) филиала «Аэронавигация Центральной Волги» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
Мы встретились с Дмитрием Шароуховым, чтобы узнать подробнее о его профессии и о работе.
- Дмитрий, Евгеньевич, Скажите, а как становятся авиадиспетчерами?
- По-разному. В моём случае - после учёбы в Ульяновском высшем авиационном училище ГА. Получив в «альма матер» диплом инженера ОВД, два года проработал в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Потом перешёл в Ульяновский центр ОВД. Здесь управляю воздушными средствами района аэродрома. И очень горжусь этим. Мне 34 года, из них уже 11 лет тружусь авиадиспетчером. Женат, сыну – восемь лет.
- Дмитрий, а с чего обычно начинается рабочий день «наземного регулировщика» движения воздушных судов?
- Сначала медосмотр - врачи просто меряют пульс. Когда смена в сборе, руководитель полетов начинает «развод», где диспетчеры узнают о погоде, состоянии полосы, ситуации на летном поле и о том, что происходит в небе. Затем – собственно работа. Работа, что греха таить, нервная и психологически тяжелая, требующая концентрации, внимания и выдержки, ответственная.
Но мне нравится. Почему? Ну, во-первых, этому я учился. Во-вторых, в нашей службе движения подобрались высококвалифицированные специалисты, способные обеспечить безопасность полётов на все 100.
- Расскажите, если можно, об основных функциях Ульяновского центра ОВД.
- Наш коллектив осуществляет управление воздушным движением, а также радиотехническое обеспечение полётов и авиационной электросвязи над территорией области в пределах района Ульяновского МДП (района полётной информации) на высотах до 1800 метров включительно, и в районе аэродрома Ульяновск (Баратаевка) – до высоты 3000 метров включительно.
Протяжённость контролируемого воздушного пространства с севера на юг - 220 км, с запада на восток - 250 км. Через район аэродрома Ульяновск проходят участки международных воздушных трасс общей протяжённостью 636 км. Полёты воздушных судов иностранных авиакомпаний на английском языке обслуживают 19 диспетчеров, имеющих 4-й и 5-й уровни языковой подготовки по шкале ИКАО. В зоне ответственности Центра определены 36 маршрутов для выполнения полётов курсантами Ульяновского высшего авиационного училища ГА общей протяжённостью 1114 км.
- Накануне я разговаривал с одним из руководителей полётов вашего центра, так вот он обронил: «…у нас интенсивные учебные полёты». А ведь учебный год только начался…
- Коллега прав. Сейчас, кроме обслуживания рейсовых «бортов» аэропорта «Ульяновск-Центральный», мы обеспечиваем безопасность учебных полётов УВАУ ГА и его филиалов, например, Сасовского летного училища ГА. Рязанцы отрабатывают в Ульяновске на ближнемагистральных самолётах ночные взлёт и посадку - в Сасово такой взлетно-посадочной полосы нет.
Что же касается лётной практики курсантов УВАУ ГА, то она началась с 3 сентября - с утра до 11 часов вечера. А какой «опыт» имеют впервые садящиеся за штурвал или имеющие небольшой налёт часов? Не трудно догадаться… И в то же время, маленький самолет в воздухе или большой - все они требуют одинакового внимания авиадиспетчера. Вот и выходит, загруженность и нагрузки у нас «не хуже», чем у коллег в московских аэропортах. Обнадёживает то, что в ближайшие годы у нас будут внедрены спутниковые технологии с автоматизацией основных технологических операций по ОВД, что снизит загруженность диспетчеров при управлении воздушным движением.
- А какие чувства испытали Вы, когда узнали, что правительство региона так высоко оценило Вашу работу?
- Удивление.
- Как так?
- Судите сами. Из 75 моих коллег, 43 - специалисты первого класса. И вдруг – я. Правда, потом заглянул в «статут» награды. Читаю: «…премия «Лучший авиадиспетчер гражданской авиации» вручается авиадиспетчеру, не имеющему авиационных происшествий в установленной зоне ответственности по его вине, соблюдающему требования руководящих документов по обеспечению безопасности полётов…». Что ещё? «…Принимающему все меры по предотвращению столкновений воздушных судов на земле и в воздухе, оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие, и в других особых случаях в полёте». И наконец: «…не имеющему дисциплинарных взысканий; свободно владеющему фразеологией радиообмена на английском языке в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации». Я вроде бы соответствую всем этим требованиям… Пользуясь случаем, благодарю руководство администрации области и Ульяновского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Центральной Волги» за такую высокую награду.
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора