Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Юрий Вяземский: «Я один из мудрейших людей в России»

Создатель «Умниц и умников» поделился мнением о ЕГЭ, псведонауке и своем творении.

В минувшую пятницу в Ульяновске состоялся региональный этап олимпиады «Умницы и умники». Приехал на него и создатель и ведущий этой телепрограммы Юрий Вяземский. За несколько минут до того, как ульяновские школьники вышли на дорожки, Юрий Павлович пообщался с журналистами.

- Юрий Павлович, как так получилось, что вы приехали к нам?

- Все очень просто. Год назад было создано всероссийское гуманитарное интеллектуальное движение для старших школьников «Умницы и умники». Я приехал с докладом на питерский экономический форум. Там был удивительный человек. Зовут его Морозов Сергей Иванович. Он посмотрел на меня и сказал: «Ну как же без Ульяновска?», - на что я ответил: «Ну почему же без Ульяновска?». И вот теперь я здесь, а Сергей Иванович снова на экономическом форуме.

- Когда смотришь передачу, то создается впечатление, что вы знаете все. А есть что-то, чего вы не знаете?

- Я согласен с тем, что я один из мудрейших людей в Российской Федерации. Но мудрейший потому, что я ученик Сократа. Мой учитель говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю. И бог Аполлон назвал меня мудрейшим». И чем больше я живу, тем больше убеждаюсь, что я ученик Сократа и почти ничего не знаю.
А на передаче у меня в руках сценарий, в котором и вопросы, и ответы. И все эти сценарии на протяжении 20 лет я пишу сам. На каждую тему уходит месяц подготовки. И насколько я знаю, дети перед этим читают по 200 страниц в день. И я читаю вместе с ними. Однажды мы решили устроить репетицию по вопросам пятилетней давности. Моя команда мне написала вопросы, но не написала ответы. И я затруднялся. Мне говорили: «Юрий Павлович, это же ваши вопросы». На что я отвечал: «Вопросы - да, но ответы-то я уже забыл».

- Сценарии региональных этапов тоже составлены вами?

- Нет, конечно. Боже упаси! Я вообще просил мне ничего не рассказывать. Есть ряд конституционных вещей, которые я не могу нарушить. Например, я не могу быть ведущим. В Татарстане мне предложили вести, но я отказался. Я сижу в ареопаге, я «свадебный генерал». В результате там нашли совершенно замечательного ведущего. Я не могу возглавлять ареопаг, потому что его должен возглавлять высокий представитель региона. Единственное, что меня волнует, это то, что учителя не очень активно участвуют в финальной части. Потому что если на региональном этапе они готовят детей, чтобы блеснуть перед губернатором, то отбор начинает проходить не совсем правильно. И потом, когда дети ко мне попадают, нет губернатора, нет учителей. Там есть только корейская идея чучхе, когда нужно рассчитывать только на собственные силы. И тогда они начинают проигрывать. Но это не случай Ульяновска, потому что у вас особенная область.

- Для подготовки к финальной части нет ли какого-то списка литературы или методики?

- Ни в коем случае. Боже сохрани! Они сами сражаются, сами все находят. Потому что студенты четвертого курса подходят ко мне и просят список литературы. Мои умники таких вопросов не задают, потому что они закалены в сражениях. Ну и те, кто пробирается в полуфинал, начинают осознавать, что основной противник у них – это я. Они меня вычисляют и читают.

- Перед приездом в наш город вы успели ознакомиться с историей и культурой симбирского края?

- Понимаете, у меня ведь сразу несколько регионов. Поэтому я думаю, что я плохо знаком. И опять вспоминаю о Сократе.

- «Умницы и умники» существуют уже более 20 лет. За это время многие даже очень познавательные передачи успели закрыться. В чем ваш секрет?

- Трудно сказать, но, наверное, секрет в том, что проект был довольно точно придуман. Хотя придумывал я его для себя. Я ведь вообще очень эгоистический человек – всю жизнь занимаюсь тем, что мне интересно. И когда меня пригласили создать какой-либо проект, я создал проект для себя, потому что думал, что он пробудет пару лет на экране, а потом я снова уйду на заслуженный отдых.
Я думаю еще, что основной секрет в том, что моя программа уникальна по составу своих телезрителей. Мои телезрители готовы вставать в субботу рано – в девять часов. Ведь у нас все наиболее интересное стоит либо очень поздно, либо слишком рано. Телезрители самых разных возрастов – от трех лет до 80. Причем смотрят в основном взрослые люди. Дети меньше. Хотя бы потому, что половина из них в субботу учится.

 А еще секрет в замечательных детях, поток которых неиссякаем.

- По вашему мнению, насколько велика познавательная часть программы?

- Я думаю, что познавательная часть самая интересная. Идея моя была с помощью детей в форме вопросов и ответов знакомить телезрителей с самыми различными областями культуры, литературы, истории. Моя передача, в первую очередь, познавательная. Я трижды был лауреатом «Тэфи» и особенно горжусь второй своей победой в номинации «Лучшая просветительская программа».

- Поступившие умники становятся вашими студентами. Не приходилось ли впоследствии в ком-то разочаровываться? Вдруг кто-то просто вызубрил для программы.

- Нет-нет. Я всегда говорил, что моя программа - это не средство для поиска гениев. Если гений придет к нам, он по определению проиграет. Ведь нужно много читать, нужно угадывать меня, здесь идет соревнование. Это такой средний уровень. Конечно, не такой средний уровень, как ЕГЭ. ЕГЭ – это что-то между средним уровнем и дебилами. Потому что там чистая зубрежка. ЕГЭ - нужная вешь, но она должна встать на место. Чтобы поступать в ПТУ – это очень хорошо. Но для того чтобы поступать в ведущие вузы страны – это полное безобразие. Просто я страдаю – к нам в МГИМО приезжают замечательные дети, у которых 100 баллов по русскому  языку, но в слове «заявление» они делают две ошибки. Ошибки делают все, но не в слове же «заявление»! Ведущим вузам должны быть предоставлены большая свобода и большая ответственность.

- Можно сказать, что люди сейчас мельчают?

- Мельчают, но это как отмель: она может быть узкой, а может - большой. Но всегда есть высокие волны. В России всегда будет очень много талантливых детей. Особенно в захолустьях, где и света нет, и на лошадях в школу ездят. Мне помогли древние китайцы, которые говорили, что настоящей божественной красоты лотос произрастает на болоте в тине и грязи.

- Когда смотришь программу, создается впечатление, что вы много помогаете конкурсантам.

- На дорожках – нет. Это же соревнование. Если я помогаю одному человеку – значит, я не помогаю всем остальным.

- Когда умники поступили и даже выпустились, отслеживается ли как-то их дальнейшая судьба?

- Отслеживать - не отслеживаю. Но два года назад, когда было 20-летие программы, дети решили устроить сбор умников. Я старался, чтобы его не было. Но дети меня не послушались. Проректора уломали. Им выделили зал на 1200 человек. И когда я вошел, то увидел, что весь этот зал заполнен умниками. Причем сидели какие-то дядьки, как оказалось, это умники второго, третьего, четвертого сезонов. Кто-то приехал из-за границы. Министров пока нет.

- Сейчас можно встретить много псевдонаучной литературы – в книжных магазинах, в Интернете. На умниках это не отражается?

- Не отражается, потому что, как я уже говорил, самое главное для них - это вычислить меня. И они понимают, что такой источник победу не принесет. У меня умные дети, они понимают, что нужно рассматривать всякие гипотезы, но в то же время ориентироваться в историческом пространстве. Нужно всегда отличать… Ведь Задорнов – очень хороший юморист, но нельзя же воспринимать все его исторические экскурсы серьезно. Это юмор. Иногда сатира. Иногда сатира на себя самого. 

 

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить