Из Ульяновска во Францию и обратно

В нашем городе открывается первая выставка французского фотографа Джеймса Полака.

Джеймс Полак – творческое имя фотографа Андрея Макарова, который сейчас живет и работает во Франции. Родом Джеймс-Андрей из Ульяновска. На родину он привез выставку «ОТРАЖЕНиЯ», которая откроется в Ленинском мемориале 21 марта.

Стоит отметить, что это вообще первая персональная выставка Джеймса в России. В связи с этим событием наш корреспондент связался с фотографом и пообщался на актуальные темы.

- Андрей, для начала расскажите, почему вы переехали во Францию?

- Это был один из тех случаев, когда ничего не планируешь, а всё происходит как-то само собой. Видимо, судьба. Лет 15 назад я встретил одного астролога, и он по моей натальной карте предсказал моё будущее в трёх пунктах: во-первых, он сказал, что я буду много путешествовать, во-вторых, что у меня долго не будет своего дома и, в-третьих, что я стану знаменитым. Тогда, конечно, я к этому отнесся несерьёзно, но сейчас, осмыслив прожитые годы и грядущие перспективы, я пришел к выводу, что астрология намного надёжнее гадания на кофейной гуще.
Путешествия мои начались как раз с отъезда из Ульяновска и продолжаются по сей день. Я работаю на ресепшене в отелях класса люкс и провожу летний сезон у моря, а зимний - в горах. Соответственно (и тут сбывается предсказание номер два) у меня нет своего дома, я постоянно переезжаю. Что касается третьего пункта, то мне хватает наглости полагать, что и он начинает сбываться.

- Как вам Франция? Вдохновляет?

- Вдохновляет, ежедневно и ежечасно. Это удивительная страна, но чтобы её прочувствовать по-настоящему, недостаточно побывать в Париже или на Лазурном берегу, нужно отправляться в самую её глубь, подальше от туристов. Если нужно охарактеризовать Францию в двух словах, то мне на ум приходит культовая фраза из «Бриллиантовой руки», с небольшой поправкой - «Франция - страна контрастов».
По сравнению с Россией, она совсем небольшая, но как же она многогранна и многолика!
В каждом регионе свой климат, свой характер, свой ритм жизни, свой акцент или диалект, свои архитектура, кухня, вино… Именно в этом разнообразии я и черпаю вдохновение. Я живу здесь уже 13 лет, но постоянно открываю для себя что-то новое.

- Как и когда вы начали увлекаться фотографией?

- Фотография в том виде, в каком я её представляю сейчас, пришла в мою жизнь относительно недавно: 4-5 лет назад. До этого я использовал фотокамеру исключительно с целью запечатлеть дни рождения, посиделки во дворе с друзьями, походы на рыбалку и т.д. и т.п.

- Как учились этому мастерству?

- Я не учился, я до сих пор учусь. Начал с элементарного – самого принципа фотографии, устройства фотокамеры и истории её развития. Проследил всю её эволюцию, начиная с «камеры обскура» до наших дней.  Если желающий заняться фотографией спрашивает моего совета, я говорю, что не стоит торопиться. Поначалу лучше больше уделять времени теории, чем практике, как можно больше читать и изучать альбомы великих мастеров. Это очень интересно и познавательно, но важно понимать, что есть техническая составляющая и есть искусство. Если технике можно обучить кого угодно, то художественную составляющую привить человеку, к этому не предрасположенному, на мой взгляд, невозможно. Можно научить смотреть в видоискатель, но нельзя научить видеть. Каждый должен развивать это в себе самостоятельно.
Когда я смотрю снимки других фотографов, я перенимаю их визуальный опыт – то, как они преподносят различные события и ситуации, их композиционные решения, особенные ракурсы и технические приемы. Когда же фотографирую сам, то действую скорее на уровне подсознания, инстинктивно используя накопленный опыт. Не копируя, но создавая что-то своё.

- Какой жанр фотографии вам ближе всего и почему?

- Мне ближе всего репортажное фото. Пришел я к нему методом исключения, так как считаю, что чтобы сделать выбор в пользу того или иного жанра, нужно попробовать себя во всех. Так я и сделал – прошел путь от макро до пейзажа, от студии до улицы, от натюрмортов и животных к людям.
Именно люди и интересуют меня в первую очередь. Каждая жизнь заслуживает внимания. Всё, что кем-то было сказано, должно было быть сказано, и всё что кем-то было сделано, должно было быть сделано. Я же просто стараюсь запечатлеть хотя бы часть того, что происходит вокруг меня каждый день. Выхватить из водоворота событий, калейдоскопа лиц гаммы человеческих эмоций те, которые в момент съёмки были доступны только мне, и показать их кому-то ещё. Рассказать историю с помощью своих фотографий. Сделать репортаж одним, лаконичным, не требующим дополнений снимком, либо развернутой, последовательной серией.

- Судя по вашим работам вы предпочитаете черно-белые цвета. С чем это связано?

- То, что у меня больше черно-белых снимков, не является следствием какого-то осознанного решения. Это было бы слишком узколобо. Я всегда снимаю в цвете, а потом решаю, переводить в черно-белый или нет.

- На ваших фотографиях почти всегда есть движение. Это тоже имеет какой-то смысл?

- Особый смысл присутствует в каждом снимке. Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда более привлекателен для глаза, чем статичный, но и здесь я не провожу осмысленных границ. Для меня важен каждый отдельно взятый случай, а не общая статистика. Вы говорите, что у меня больше снимков в ЧБ и превалирует движение? Что ж, значит, так оно и есть, но возможно через год всё будет совсем наоборот.

- Фотография для вас – работа или хобби?

- Скажем так, на 90% - хобби и на 10% - работа. Иногда меня просят снять что-то за деньги, и я не отказываюсь, но мне не хотелось бы менять это процентное отношение. У меня есть работа, и я ни в чём не нуждаюсь. Я предпочитаю заниматься той фотографией, которой хочу заниматься, а не той, которую мне заказывают.

- Теперь о выставке. Расскажите, о чем она, почему выбрали такое название и почему решили выставляться в своем родном городе?

- Уже второй год я занимаюсь серией «Уличный сюрреализм», основанной на игре света и отражений уличных витрин, на совмещении двух изображений – того, что снаружи, и того, что внутри. Именно она и стала заглавной темой выставки. Отсюда и название, которое просто лежало на поверхности. Я лишь немного обыграл написание - и получилось «ОТРАЖЕНиЯ», то есть то, что вижу я – Отражения и Я. На выставке также будут представлены серии «Лучший друг», «В фокусе и вне его», «Париж» и другие.
А в Ульяновске выставка проходит по ещё одному счастливому стечению обстоятельств.
Просто нашелся очень хороший человек в лице Юлии Модлиной, которая предложила мне организовать данное мероприятие в кратчайшие сроки и абсолютно безвозмездно.
Она проделала огромную работу, за что я ей бесконечно благодарен.

- Когда вы были последний раз в Ульяновске? Можете отметить заметные изменения с момента вашего переезда?

- Последний раз я был в России в 2011 году. С тех пор всё как-то не нахожу времени навестить родной город. Вот и сейчас не получается вырваться, так что выставка пройдет без меня. Тогда, четыре года назад я не заметил каких-то радикальных изменений. Район, где я вырос, остался таким, каким я его помнил. В Центре, конечно, появилось много новых зданий и к городу приросло несколько новых районов, но общая картина не слишком поменялась. Оно и к лучшему. Потому что страшно однажды вернуться домой и не узнать ничего и никого.

- Что бы вы хотели в Ульяновске снять?

- Я хотел бы сделать серию фотографий моих друзей. Собрать старые снимки и переснять их в контексте сегодняшнего дня. Что-то вроде «На том же месте 15 лет спустя».
Надеюсь, однажды мне это удастся.

 

Подготовила Ольга ЛЕГОТИНА

Фото Джеймса Полака


Опубликовано: 21.03.2015 в 06:31 
Просмотров: 1683 

comments powered by HyperComments