Владимир Хотиненко: «Как побороть мысленного волка»

В рамках семейного кинофестиваля «От всей души» все желающие ульяновцы смогли пообщаться с известным режиссером в креативном пространстве «Квартал».

На встречу со зрителями Хотиненко пришел с супругой Татьяной Яковлевой. Но, как нетрудно догадаться, львиная доля вопросов, задаваемых мэтру российского кино, касались его экранизаций русской классики и основных тенденций современного кинематографа.


- Мне довелось снимать фильмы в разные эпохи, и я наблюдал, как меняется восприятие зрителей, - рассказал Владимир Иванович. – В 1980-е кино было для людей настоящей отдушиной, новые картины воспринимались как откровения. Помню премьеру фильма «Зеркало для героя» в 1986-м. После показа из всего огромного зала ушла лишь малая толика людей. Остальные еще долго обсуждали увиденное, делились впечатлениями. Сейчас, увы, кино на большом экране утратило большую часть своей чувственной составляющей. Что сегодня показывают? Блокбастеры, которые смотрят, в основном, подростки. Скоро в них можно будет снимать сканированные копии актеров (смеется). Более серьезные фильмы ушли на телеэкран.

- Вам довелось пообщаться с Андреем Тарковским. Правда ли, что у него был оригинальный метод работы на съемочной площадке?
- Да, я искал экипаж для картины «Несколько дней из жизни Обломова» и приехал в Таллин, где шли съемки «Сталкера». Так вот на площадке Тарковский и Кайдановский играли в чику на деньги, а Николай Гринько ходил рядом и уговаривал их начать съемки. И вдруг режиссер скомандовал «Мотор», и все преобразились, началась настоящая актерская работа.

- Сергей Маковецкий, который сыграл во многих ваших фильмах, как-то сказал, что если режиссер все сделал как надо, то артисты отдыхают во время спектакля. А у вас на площадке он тоже может расслабиться?
- Талант Маковецкого расцвел буквально на моих глазах – его первая серьезная роль была в «Патриотической комедии». Конечно, он смог бы раскрыться и без моего участия. Вообще, для режиссера работа с хорошим актером - как для скрипача сыграть на скрипке Страдивари. Подлинное наслаждение. У нас сложилась целая своя «труппа», куда входит Александр Балуев, Нина Усатова, Чулпан Хаматова. Каждый раз обсуждая сценарий, мы смотрим, есть ли там герой для наших любимых актеров. А  для фильма «72 метра» нам понадобился целый экипаж – привлекли молодых артистов.

- Ваши фильмы «Достоевский» и экранизация «Бесов» вызвали волну споров среди поклонников писателя. Кто говорил о недостоверности биографии Федора Михайловича, иные критиковали вашу трактовку его героев.
- Отвечу так: кино, и вообще любое искусство – никогда не является правдой жизни. Если уж сама супруга Достоевского буквально стенографировавшая все их разговоры, впоследствии многое вычеркнула, то что говорить о более поздних исследователях его жизни и творчества? До этой работы я, как и многие, довольно поверхностно относился к Достоевскому, но потом перечитал его книги и буквально влюбился. И то, как я показал его и его героев, – мое видение.

- В рамках фестиваля «От всей души» состоялся круглый стол на тему развития регионального кинематографа. Как, по-вашему, может в провинциальном городе сложится талант, который создаст что-то значимое?
- Безусловно. Сейчас ведь снять фильм может практически любой, и иногда сюжеты оказываются интереснее, чем у профессионалов с огромными бюджетами и опытными актерами. Но все же истинное искусство останется уделом немногих. 

- А сами вы сейчас над чем работаете?
- Думаю экранизировать новый роман Алексея Варламова «Мысленный волк». Действие происходит в России в период 1914-1918 годов, когда страна оказалась на краю бездны. Обилие исторических персонажей – Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор. По сути, мысленный волк – это бес, пожирающий человека изнутри, толкающий на подлость и преступление. И эта внутренняя борьба человека плавно перетекает на все общество. Бесконечно интересная тема, надеюсь, удастся наиболее полно отразить ее на экране.

Беседовал Евгений МИХАЙЛОВ
Фото автора.

Наша справка:
Владимир Иванович Хотиненко родился 20 января 1952 в городе Славгород Алтайского края. После окончания школы несколько лет работал художником-конструктором Павлодарского тракторного завода. С отличием закончил Свердловский архитектурный институт. Во время службы в армии попал на премьеру фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» режиссера Никита Михалков. После этого решил заняться кино.
Поставил фильмы:  «Достоевский» (2011), «Поп» (2010), «Гибель Империи» (сериал) (2005), «72 метра» (2004), «По ту сторону волков» (сериал) (2002), «Мусульманин» (1995), «Патриотическая комедия» (1992).


Опубликовано: 03.06.2015 в 13:20 
Просмотров: 1286 

comments powered by HyperComments