Заслуженный учитель России Наталья Саурова: «Мне по жизни везло на людей»

У хорошего учителя все дети – любимые.

Отдать ребёнка в класс к Наталье Фёдоровне Сауровой мечтают многие родители. Её трудовой стаж равняется её педагогическому стажу и составляет 38 лет. Все эти годы Наталья Фёдоровна работала в гимназии № 1 имени В.И. Ленина. Её труд был отмечен грамотой России, затем – званием «Отличник народного просвещения». Сегодня Наталья Фёдоровна – заслуженный учитель России.

Отдавая детей в школу, родители, конечно, беспокоятся, кто будет их классной мамой? Кто будет обучать и воспитывать их детей в течение первых, самых важных, лет в школе? Кто заложит основу для будущего? Именно от первого учителя зависит, будет ли ребёнок ходить в школу с удовольствием или воспринимать учение как тяжкую обязанность или даже наказание.

Мнение родителей

– Когда бы ни заходил разговор о школе, моя хорошая подруга Елена в течение четырёх лет с трепетом только и рассказывала какая у них мудрая учительница! А главное, Елена сказала, что если бы у неё был второй ребёнок, то, несомненно, она бы снова мечтала попасть к Наталье Фёдоровне Сауровой. Сейчас мои дети уже в четвёртом классе, и я понимаю, что учатся не только они, но и мы вместе с ними. И это прекрасно! Нас научили серьёзно относиться к знаниям, к окружающему миру. У нас дружный класс и сплочённый родительский коллектив. Безусловно, в этом во многом заслуга учителя, – говорит Наталья Маркова, главный редактор ООО «Мозаика», мама троих детей.

– Мало сказать, что Наталья Фёдоровна – хороший учитель, – согласна с ней председатель родительского комитета четвёртого А класса Анжелика Наумова. – Такие люди, с огромным объёмом знаний, с серьёзным отношением и любовью к работе, были бы лучшими в любой профессии! Я знаю, что студенты, которые проходили у неё практику, просто влюблялись в математику. Она большая умница. Мы видим как к ней приходят её бывшие ученики. Их и нас, нынешних родителей и наших детей, объединяет любовь, уважение и гордость, что у нас есть такой замечательный учитель! В День учителя хочу пожелать Наталье Фёдоровне Сауровой тепла и внимания близких людей! И конечно же, осчастливить ещё не одно поколение маленьких школьников!

– Про Наталью Фёдоровну нам рассказал её бывший ученик, муж моей сотрудницы, и мы решили пойти в её класс, – вступает в разговор мама одного из учеников Елена Ахмедова. – Мы учимся у неё, как общаться с детьми. Она не просто преподаёт предмет, она воспитывает, подсказывает, советует. Мой сын единственный из всего двора сказал, что за лето он соскучился по школе.

А вот что говорят ученики

– Наталья Фёдоровна – самый лучший учитель города, – убеждена Рената Айметова из 4А. – Я видела её фотографию на доске почёта. Я обожаю её за то, что она всё честно делает: честно ставит оценки, хорошо оценивает и всегда исправит ошибку и поговорит с мамой об ошибках. И тогда всё будет хорошо. Наталья Фёдоровна исправляет ошибки в тетрадках и в устных ответах. Если отвечаешь неправильно – ничего страшного. Ругать не будут.

– Я люблю нашего учителя за то, что если мы делаем какие-то ошибки, то он всё понятно объясняет, – говорит Михаил Ахмедов. – Потом мы делаем работу над ошибками. На дом нам задают не очень много. Обычно я делаю уроки дома полтора или два часа. Мой любимый урок – изобразительное искусство. Его ведёт Наталья Фёдоровна. Я не очень хорошо рисую, но урок этот люблю. Люблю рисовать красками, карандашами на листках. Наталья Фёдоровна иногда нам помогает, если у кого-то что-то не получается – подрисовывает или объясняет, как надо. Она очень хорошо рисует.

– Я люблю свою учительницу за то, что она всегда помогает нам и иногда даже может подсказать что-нибудь, – вступает в разговор Максим Яковлев. – Мой любимый предмет – математика. Я хорошо считаю, люблю читать. Наталья Фёдоровна советует нам, какие книги читать. Мне нравятся весёлые книги. Недавно я прочитал «Чёрную курицу». Кроме уроков, мы ходим на экскурсии и иногда в кино.

Обидно за учителей

Она не любит рассказывать о себе. Предпочитает больше слушать – чтобы лучше узнать людей и помочь им. Она приходит на работу без десяти семь. Дверь её кабинета открыта. Сюда может заглянуть каждый.

Из всех профессий Наталья Фёдоровна считает главными три: учитель, врач, юрист. Она мечтала овладеть всеми тремя, но, получив педагогическое образование, осталась в школе навсегда. Впрочем, по мнению Натальи Сауровой, для врача тоже главное – выслушать пациента. Если человек выговорился, ему становится легче и можно обойтись без таблеток.

– Обиднее всего, что нынешняя жизнь и окружение отбивают любовь к профессии учителя. Многие студенты заканчивают вузы, но не работают в школе. Дело даже не в деньгах. Важно ведь просто любить свою профессию. Хотя иногда обидно, когда учителя целыми днями в школе, целыми днями с детками, а государство этого не ценит, – задумчиво говорит Наталья Саурова.

Она окончила сельскую школу в селе Рязаново Мелекесского района. До сих пор помнит свою первую учительницу – Марию Владимировну Букарову.

– Мы в неё были просто влюблены. Каждый хотел встретить её, взять портфель, донести. До сих пор перед глазами, как мы выбегаем и бежим к первой учительнице. И это, наверное, меня остановило именно на профессии учителя начальных классов, – призналась Наталья Фёдоровна нашему корреспонденту.

Наталья Саурова считает, что попала в гимназию № 1 случайно. После окончания Сенгилеевского педагогического училища она ожидала вызова из своей деревни, но телеграмма пришла с опозданием. Её уже пригласили на комиссию по распределению, и первое, что она заявила администрации училища: «Пожалуйста, направьте меня в любой уголок самой глухой деревни». «Как? – удивились педагоги. – А в Ульяновск не хотите?» – «Нет». Педагоги принялись её уговаривать. Она сопротивлялась изо всех сил, но её убедили. Она получила направление в школу № 1 им. Ленина. Приехав в город, сразу же направилась к директору.

– Вхожу в кабинет, отдаю направление, а директор спрашивает: «Вы с отличием закончили?» Тут я и растерялась. У меня по русскому языку было «четыре» пожизненно. В гороно тоже спрашивают: «А вы с отличием окончили?» В райкоме комсомола – тот же вопрос. Всех моя «четвёрка» насторожила. Я только потом поняла, почему. Когда меня представляли седым педагогам в школе, про них говорили: «Заслуженный… Заслуженный… Заслуженный… Заслуженный… Заслуженный… Заслуженный…» Только тогда я оценила, куда попала. Но и директор, Николай Васильевич Сёмин, и все завучи с первого дня и до последнего меня поддерживали. И это, наверное, дало уверенность, что тебя уважают, ценят, тебе доверяют. Наверное, благодаря этому я стала тем, кто я сейчас…

Три года она работала вожатой, заменяла заболевших преподавателей. И однажды ей предложили взять первый класс. Она сразу же согласилась.

– Три года меня как бы изучали. И лишь после этого предложили стать учителем. Не прошло и двух недель – ко мне на урок математики приходит директор. До сих пор не помню, как я провела урок. Николай Васильевич пригласил меня в кабинет и спросил: «Как урок?» Я говорю: «Я ничего не помню». Он ответил: «Верю. Показывала треугольник, называла четырёхугольник». И ещё: «Спасибо, работай!» А на совещании во всеуслышание заявил: «Я побывал на уроке, урок отличный! Можно больше не ходить!» Просто почему-то поверил в меня...

Увлечь, понять, убедить

– Нынешние дети, наверное, другие? – спрашиваю у Натальи Фёдоровны.

– Да дети всегда были такими же, послушные и непослушные. Время другое. Может быть, отношение немного другое. Интересы другие. А так – дети как дети. Любимых никогда не было. У меня все они – любимые. Я даже не верю учителям, когда они говорят, что есть любимчики в классе. Все дети становятся твоими детьми. Наверное, подвижные дети запоминаются больше – оттого, что с ними больше потрачено времени. И они ближе потом. Они тебя находят, интересуются, советуют, приходят, пишут. Наверное, те, кто окончил на отлично, считают, что всего достигли сами. Может быть, и так… Все дети учатся по-разному. Есть детки, которым сложно учиться. Двоечников нет.

– Я работала по многим программам, но всегда учитель – это главное на уроке. У каждого есть свои изюминки. Благодаря этому можно увлечь детей, понять, убедить… Могу привести пример. У нас на руке десять пальчиков. Это десять частей речи. Указательный, средний, безымянный, мизинец – это имя существительное, имя прилагательное, числительное и местоимение. А это (большой палец) – глагол. Почему он в отдалении? А потому что эти части речи склоняются, а этот спрягается. Такое объяснение детям легко запомнить. У учителя должно работать всё: руки, эмоции, глаза… Или взять математику. Одна из самых сложных тем – меры. Возьмём меры длины…

– Родители детей видят маленькими. А мы с ними должны общаться на равных. Когда учителя видят детей маленькими, появляются проблемы. Как бы там ни было, дети здорово понимают ложь, обман, недоверие. Они прощают, если учитель возмущается, делает замечания, ругает, но делает это искренне. Дети привыкают к своему учителю, как и родители. Коллектив учительский – это семья. Нам интересно общаться друг с другом, интересно помогать друг другу. У нас подобрался такой коллектив, где ни один не умеет «якать». Мы все – лучшие. Мы все – хорошие. По-другому не получается…

Наша справка:

Наталья Фёдоровна Саурова окончила Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова в 1982 году. Работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска.

Общий стаж работы – 38лет.

Стаж педагогической работы – 38 лет.

Стаж работы в должности в данном учреждении – 38 лет.

Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения.

Елена ОГНЕВА

Фото и видео автора

 

 

 

 

 

 

 


Опубликовано: 02.10.2015 в 12:20 
Просмотров: 1221 

comments powered by HyperComments