На зависть Эрмитажу: Ульяновский художественный музей хранит уникальные экспонаты

В архивных фондах есть даже эксклюзивные картины испанских художников.

На днях Ульяновский областной художественный музей отметил 120-летие. За более чем вековую историю фонд музея расширялся и пополнялся экспонатами — сейчас их насчитывается почти 12 тысяч.

Свою историю музей ведет с 1895 года. Об уникальных коллекциях, собранных за эти годы, о величественной истории нам рассказала заместитель директора по научной работе Луиза Баюра.

Луиза Баюра

Заместитель директора Ульяновского областного художественного музея по научной работе

Первый экспонат

- История музея начинается с учреждения в 1895 году Симбирской губернской ученой архивной комиссии. В ее цели и задачи входило собирание тех сокровищ, тех памятников культуры, которые хранились в это время в различных дворянских усадьбах и особняках. К концу XIX века дворянство чувствовало, что наступают очень сложные времена, многие усадьбы приходили в упадок. В это время идея сохранения наследия была главной движущей силой, которая позволила создать один из старейших музеев в стране, - рассказывает Баюра.

С самых первых дней существования ученой архивной комиссии в фонды нового музея несли ценности — предметы искусства, картины, старинные грамоты, монеты и другие раритеты. Приносили их в основном дворяне, желающие сохранить свое наследие любой ценой.

Одним из первых экспонатов музея стала картина неизвестного немецкого художника XVIII века «Пирам и Тисба». Ее 25 декабря 1895 года передал в фонды ревизор контрольной счетной палаты Симбирска Альберт Бейттер. Эта картина и сейчас экспонируется на выставке в художественном музее. А в Ульяновске до сих пор живут потомки Бейттера. С чувством особой гордости они приходят в музей, основоположником которого стал их предок.

Пушкин и Поливанов

До революции симбиряне активно несли в музей свои сокровища. Одним из таких стал портрет Александра Сергеевича Пушкина. В 1899 году его принес Владимир Поливанов. Тот год стал особенным — исполнилось 100 лет со дня рождения известного поэта.

- О Поливанове нужно сказать особо. Именно он стал инициатором создания и председателем симбирской губернской ученой архивной комиссии в течение 20 лет - с 1895 по 1915 год. Именно он передал множество бесценных произведений в фонды нашего музея. Именно этот человек, который был ученым, археологом, литератором, знатоком искусства, фольклора и архитектуры в том числе. Он был еще и членом государственного совета, был крупным деятелем, он несколько раз избирался от земства в члены государственного совета. И ему принадлежит идея первого художественного музея, - рассказывает Луиза Петровна.

В конце 80-х годов на так называемый «Карамзинский капитал» хотели сделать в Симбирске что-то очень важное и значимое. Поливанов обратился к земству с просьбой основать на эти средства музей в Симбирске. Но тогда этой мечте не дано было сбыться - на эти деньги построили больницу имени Карамзина.

Петр Первый и Марфа Собакина

Также одним из первых в 1896 году в музей попали портрет Петра I — картину привезли из имения Анненковых в селе Чириково. Сам Анненков был первым биографом Александра Пушкина. После смерти биографа его вдова и сын передали в художественный музей множество бесценных предметов литературы и живописи, писем.

В 1901 году в фонд поступил портрет Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Привезли произведение искусства из села Собакино. Вполне возможно, что именно по имени Марфы и была названа деревенька.

15 картин в помощь раненым

А тем временем Владимир Поливнов свое дело продолжил — в 1914 году он обращался к различным учреждениям и коллекционерам с просьбой помочь организовать музей. И в эти годы в фонды музея поступили 15 произведений художников академической школы. Одно из них находится и сейчас в постоянной экспозиции: это картина «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила». Полученные картины сразу представили симбирянам. В 1914 году в здании Дворянского собрания (ныне Дворец книги) прошла выставка. Сборы от нее шли в помощь раненым во время Первой мировой войны солдатам.

Громили и разворовывали

Новый этап в развитии музея связан с революцией. Тогда начался настоящий разгром усадеб. Люди грабили дворянские дома, выносили произведения искусства и все более-менее ценное. Руководствовались революционеры лозунгом «Грабь награбленное».

Есть в музее воспоминания о том, что бесценный сервиз могли разделить между домами — каждому доставалось по чашке. Даже вожжи резали на несколько частей, чтобы досталось каждому.

В этих условиях симбирская интеллигенция сделала все возможное, чтобы спасти ценности".

Так в коллекции музея оказалось собрание произведений искусства и многие памятники литературы, старины из собраний самого Поливанова из села Акшуат, из собраний Екатерины Перси-Френч и ее Киндяковского дома, который был полностью разграблен. Дом на Московской улице, который был национализирован со всеми произведениями. Сейчас там военкомат. Именно в этом доме и была организована первая экспозиция художественного музея. Был образован единый народный музей и художественные коллекции решили разместить в доме Перси-Френч. И там с 1918 по 1932 год здесь и находились национализированные сокровища, - продолжают рассказ музейные работники.

Коллекция Жиркевича

В 1922 году в музей попала коллекция видного деятеля культуры XIX – XX веков Александра Жиркевича. Он привез ее в 1915 году из северо-западной части страны, спасая от немцев во время Первой мировой войны. А через семь лет передал ее музею за небольшую плату — за мешок муки - стоимость билета до Вильны.

По словам работников музея, сохранилась информация, что Жиркевич никогда не планировал вывозить накопленные произведения искусства из страны. Он считал, что все созданное в России в ней и должно оставаться.

Зависть Эрмитажа

Накопленные в Симбирске произведения оставались в нашем крае. Другим губерниям повезло меньше — ценности вывозили в Москву и передавали в центральные хранилища. Так, многие произведения оказались в Государственном музейном фонде, филиалы которого были не только в Москве и Петербурге, но в других городах. Там собирались произведения искусства, а потом их распределяли по музеям. - В те годы возникает фигура Михаила Беляева, уроженца Симбирска, который вошел в историю культуры как теоретик музейного дела, как организатор и заведующий ныне очень известного литературного музея Пушкинского дома академии наук. Он приехал в Симбирск в 1919 году и здесь разыскивал литературные ценности, в том числе он вывез рукописи Александра Пушкина из Анненково. В ответ на это сделал много для того, чтобы в наш музей поступили уникальные произведения искусства — в частности, из Петербурга из Пушкинского дома нам передана коллекция испанской живописи.

Сейчас в галерее находятся три картины испанских художников, которым завидует Эрмитаж".

То действительно уникальные произведения. Вообще, испанская живопись XVI-XVII веков очень редко покидала пределы Испании. Например, можно увидеть Эль Греко в старинной церкви, где и охраны-то нет. Но там подлинного Эль Греко полно. У нас есть ученик Эль Греко - Луис Тристан. У нас две уникальные работы XVII века и еще несколько вещей голландских художников, - рассказывает Луиза Баюра.

К концу 1920-х годов сформировалась основа коллекции музея, она насчитывала 4 тысячи произведений. А уже в годы Великой Отечественной войны — 6 тысяч. Сейчас же в музее хранится 12 тысяч произведений. Ульяновский областной художественный музей получил даже негласное прозвище — в нашем регионе есть свой собственный «Маленький Эрмитаж» с уникальными произведениями искусства.

Здание музея

Но музей - это не только уникальные коллекции. Это и дом, куда можно прийти, чтобы насладиться произведениями искусства.

Здание музея начали строить в 1912 году, как дом-памятник Ивану Гончарову. Чтобы здание было построено по всем веяниям того времени, архитектора Августа Шодэ отправили в Саратов - изучить тамошний музей.

В итоге Шодэ построил здание в стиле историзма - избрал французский ренессанс в качестве исходника, но добавил сюда же и множество других элементов.

Здание изначально строилось под музей — оно дворцового типа, с высокими потолками, которые позволяют вместить большие и грандиозные произведения. В здании сделан верхний естественный свет, чтобы картины показывались в выгодном свете и не было бликов.

Томятся в хранилищах

Только представьте, в музее насчитывается 12 тысяч произведений! И, несмотря на специально для этого предназначенное здание, трудно представить, где и как хранятся раритеты и шедевры. Многие из них никто даже и не видел.

Показать все произведения, все ценности не удается — не хватает места для организации выставок и для хранения предметов искусства".

- Мы не показываем должным образом иконы — у нас их хранится 200, мы показываем только три. Мы не показываем уникальную коллекцию деревянных церковных скульптур. Мы показываем пока коллекцию восточного искусства — например, в Самаре такая же коллекция располагается в нескольких залах, а у нас вот в хранилище. У нас великолепное собрание гравюр, мы только на некоторых выставках показываем их - они поступили еще до 1905 года. Это уникальные гравюры, созданные по фреске Леонардо да Винчи «Тайное вече» — там 13 персонажей — 12 апостолов и Христос были сделаны в качестве отдельных больших портретов. Недавно эта выставка закрылась.

Где все хранится

Не то что выставить на широкое обозрение - хранить такое множество ценностей в одном месте очень сложно. Поэтому все произведения разместились по нескольким музеям-филиалам Ульяновского областного художественного музея: часть хранится в самом музее, часть - в музее изобразительного искусства, в музее Пластова и в музее-усадьбе Пластова в Прислонихе.

Планы на 2016 год

В 2016 году ульяновцев ожидает сразу несколько проектов, подготовленных музеем.

Музей получил согласие Третьяковской галереи на размещение в Ульяновске выставки «Современники Карамзина».

Также ульяновцы увидят графику художников-современников Карамзина. А к чемпионату мира по хоккею с мячом не только жителей Ульяновской области, но и гостей из других стран ждут сюрпризы — в музее готовят выставку Германии.

Фото автора и с сайта simblet.uonb.ru


Опубликовано: 23.12.2015 в 15:10 
Просмотров: 787 

comments powered by HyperComments