Ульяновский преподаватель развеял мифы министра Ливанова о зарплатах

Сколько раз обещали повысить работникам вузов оклады, а воз и ныне там.

В 2013 году Министерство образования и науки России обещало, что преподавателям вузов страны увеличат зарплату в два раза. Но, как оказалось, обещания остались только на бумаге. Ложь министра Дмитрия Ливанова развенчал в своём исследовании доцент УлГТУ, кандидат технических наук Анаида Трощий.

В первой части своего исследования Трощий анализирует, как менялась зарплата доцента в Ульяновской области с 2004 года по сентябрь 2013 года. В итоге получилось, что индексация была только на величину инфляции.

В 2013 году федеральное министерство науки пообещало повышение зарплат доцентам в 2,2 раза. Но фактически рост был только чуть больше, чем на 12%.

- В 2,2 раза увеличатся базовые оклады преподавателей в подведомственных Минобрнауки России вузах до конца 2013 года, - сообщалось тогда на сайте Минобрнауки России.

Фактически оклады действительно выросли даже в 2,3 раза, но это произошло в основном за счёт включения в них всевозможных доплат, которые раньше давали отдельно.

- Да, прежний (базовый) оклад повысили, но в новый оклад включили те доплаты к прежнему окладу, которые существовали до 1 сентября 2013 года. У доцента, кандидата наук, с учёным звание «доцент» к должностному окладу в 6800,00 рублей в 2013 году были такие надбавки до первого сентября: за учёную степень – 3000,00 рублей, за учёное звание, должность – 2720,00 рублей, книжная компенсация – 150,00 рублей, индексация 19 % – 1292,00 рубля. Итого – 13962,00 рубля в месяц, - говорится в исследовании. 

Анаида Трощий

доцент УлГТУ, кандидат технических наук

- В действительности же, как было показано выше, повышения зарплаты не произошло – просто она была проиндексирована примерно на процент инфляции, и всё! После так называемого повышения оклад, а значит, и зарплата доцента, стали равны  15750,00 руб. И где здесь повышение в 2,2 раза? На самом деле повышение произошло в 1,128 раза, то есть на 12,8 %, - заключает Трощий.

- Формально оклад повысили, но одновременно сняли надбавки, и в результате – очередной обман ожиданий преподавателей, общественности и президента России, словесная эквилибристика!!! В данном случае – министром Д. Ливановым и подведомственным ему министерством. Да, такого министра у нас ещё не было… - жалуется учёный.

И это уже не первое подобное обещание. В 1991 году об аналогичном повышении заявлял Борис Ельцин, а в 2005 году – Владимир Путин. Однако никто его так и не выполнил.

Помимо основного оклада преподаватели дополнительно получают так называемую «почасовую» оплату – за внебютжетных студентов и за работу сверх основного рабочего времени. С 2004 до 2013 года она выросла с 90 до 127 рублей в час. Но чтобы сравняться с инфляцией за этот период, почасовая оплата должна достигать 200,3 рубля, заключает автор исследования. То есть можно сказать, что за девять лет реальная почасовая оплата труда уменьшилась.

- Конечно, по этой причине в вузах, где зарплаты столь малы, происходит негативная (отрицательная) селекция преподавателей. Работать в такие вузы идут уже не отличники, как было в советское время… А качество образования, как известно, зависит от преподавателя. А преподаватель, стараясь заработать хотя бы три прожиточных минимума, набирает такую большую нагрузку, что ему уже не до личностного и профессионального развития и не до критического осмысления материала американских учебников, которые являются, по нашему мнению, «троянскими конями» в наших вузах. И как бы министерство не проверяло вузы, пока не будет существенного повышения зарплаты – не будет и требуемого качества. Или мы тоже будем брать на работу гастарбайтеров из постсоветских республик вместо повышения зарплаты своим работникам? – считает Трощий.

Одним окладом и «почасовыми» доходы преподавателя обычно не ограничиваются. Кто-то подрабатывает в других вузах, кто-то – в структурах дополнительного образования. Но на это нужны силы, время и здоровье, а они ограничены.

К сожалению, в этом году у преподавателей упала нагрузка, а, следовательно, зарплата. Это связано с тем, что специалисты уже все отучились, и остались только бакалавры и магистранты. Поэтому большинство преподавателей не имеет полной ставки и идет подрабатывать туда, где нагрузка больше (УлГПУ, УВАУ ГА).

- Без качественного образования у страны нет будущего, как нет и конкурентоспособности – это же очевидно. Поэтому необходимо в корне изменить подход к оплате труда преподавателей, и действительно её повышать, а не только индексировать, - заключает автор.

Фото предоставлено Анаидой Трощий и из «Википедии»


Опубликовано: 11.01.2016 в 18:35 
Просмотров: 2370 

comments powered by HyperComments