Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Михаил Мишин: «Нужно сохранить «архитектурные алмазы» в «короне» Ульяновска!»

Новый главный архитектор Ульяновска отвечает на вопросы mosaica.ru.

- Михаил Геннадьевич, коротко расскажите, какие основные задачи решает главный архитектор?

- Лично для меня приоритетная и самая масштабная задача, касающаяся всей городской территории, это разработка генерального плана, сопровождающей его градостроительной документации.

Генплан - важнейший  документ, который позволит управлять процессами развития Ульяновска, без реализации этой глобальной стратегической задачи город не может существовать как живой растущий организм.

Вторая важная задача для меня, как архитектора, - превращение пространства города в то, что называется привлекательная жилая среда, у которой на самом деле много критериев оценки: красивые здания, улицы, «умные» инженерные коммуникации, дороги и т. д.  Все эти задачи мне надо будет систематизировать, выработать для себя программу их реализации и решать — последовательно, шаг за шагом.

А третья задача вытекает из первых двух, и она не прописана в моих должностных инструкциях — я ее себе поставил сам: формирование консолидированного общественного и профессионального мнения на все вопросы и процессы, которые текут внутри Ульяновска. Это позволит городу более конструктивно двигаться вперед.

Во многих городах, где я работал, созданы серьезные и ответственные институты градосоветов, которые формируют хотя бы на рекомендательном уровне архитектурную среду. Создание в Ульяновске такого органа — профессионального сита, который будет «отфильтровывать» поступающие проекты, хвалить хорошее и хаять плохое, - тот результат, который я от себя очень жду.

- А с «точечной» застройкой намерены бороться?  

- На самом деле, у профессионалов такого термина не существует. Проблема состоит в том, что при освоении участков внутри застроенных территорий возникает чисто организационное противоречие: застройщик каждый участок рассматривает как набор точечек в большой мозаике. А надо смотреть целиком всю мозаику. Сейчас формируем механизм претворения этих мыслей в жизнь. И этот процесс требует открытых, максимально простых правил игры на строительном рынке.

- Что бы вы хотели изменить во внешности города?

- Ульяновск — противоречивый город, по сути, здесь на одной территории уживаются три города. С одной стороны - налет милой провинциальности старой застройки, с другой — Новый город, который строился по единому Генплану, с широкими проспектами, высокими домами, дворами-коробками. А еще - достаточно большое количество объектов в старом городе, построенных к столетию со дня рождения Ленина, апофеоз советской архитектуры.

И мы просто не понимаем, насколько это интересная и важная вещь, целый музей! В Москве был такой же набор зданий, построенных к Олимпиаде-80, сейчас часть объектов начинают сносить, столица теряет «архитектурные алмазы», сама выдирает их из своей «короны».

И я вижу, что построенные в 70-х годах ульяновские здания вполне реально перевести в статус памятников архитектуры и истории. Чтобы никто и никогда не мог их реконструировать и перестраивать по своему желанию. Мне было бы интересно сохранить эти здания в Ульяновске.

- А есть ли что-то в городской архитектуре, что вы вообще бы убрали с карты Ульяновска?

- Да, есть такие объекты, в основном, они связаны с застройкой, которая ведется последнее время. Не буду называть конкретные адреса и компании, имею в виду жилые здания, которые совершенно инородными объектами садятся в сложившуюся историческую или развитую городскую структуру.

Раньше я называл это профессиональным преступлением, обвинял архитекторов, проектировщиков. На самом деле жизнь заставляет расти эти «чирьи», которые в ближайшее время для всех будут представлять огромную проблему. Попытаюсь остановить эти процессы. Не говорю за себя одного, - повторять подвиги Дон Кихота, воевать с ветряными мельницами мне не хочется.

Хочется найти здравый компромисс между всеми участниками рынка и, надеюсь, что архитекторы и застройщики поймут, что варварское отношение к территориям, попытка построить большее количество квадратных метров на меньшем участке — путь в никуда. И рынок сам исключит такие модели поведения.

Я общаюсь с коллегами из стран Восточной Европы и знаю, что даже в не очень богатой Болгарии рынок уже расставил свои приоритеты.

Сейчас я работаю над тем, чтобы организовать в Ульяновске ряд проектных семинаров с участием коллег из-за рубежа, российских столиц — для того, чтобы они внесли новую кровь, свежее дуновение в существующую архитектурную среду города. Пришло время нам возвращаться к эстетически осмысленным объектам. Разрывать городскую среду такими страшными включениями, мягко говоря, неправильно.

- Вы родом из Самары. Что общего у наших городов?

- Соседи - совершенно разные. Самара — город, развернутый на Волгу и его центральная историческая часть спускается к реке с ее широкой набережной.

А в Ульяновске есть две шикарные реки, но к обеим город планировочно развернут спиной и не имеет выхода, за исключением нескольких пятнышек, которые используются как плохо организованные пляжи. Нужно что-то делать с этой парадоксальной ситуацией! К воде город должен иметь выход обязательно, и это тоже одна из моих важных задач. Сейчас разрабатываем несколько программ-конкурсов, очень хочется развернуть город хотя бы к Свияге.

- Каким вы видите наш город через 10-15 лет?

- Безусловно, счастливым, процветающим, удобным для людей. А иначе мне не было смысла занимать эту должность.

Одного мне не хотелось бы категорически — чтобы через какое-то время кто-то мог сказать, что за время работы Мишина в городе произошли крайне печальные вещи — построены совершенно непонятные высотки, или улочки захлебнулись в транспортных коллапсах из-за строительства таких вот «монстров». Не хочу, чтобы мое имя полоскали, связывая с негативными последствиями. Хочется, чтобы меня вспоминали добрыми словами, потому что со студенческой скамьи мне вдолбили, что архитектор создает то, что мы называем застывшей музыкой. Я мечтаю, чтобы она вызывала только хорошие и добрые чувства.

Наша справка:

Михаил Геннадьевич Мишин родился в Самаре в 1964 году. Окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. Работал в «КуйбышевГражданпроект», занимался вопросами разработки Генплана, проектированием зданий и сооружений. В Ульяновске стал автором проекта по реконструкции набережной Свияги при строительстве второй очереди ТК «Аквамолл», проекта ХАБов «Бинбанка», занимался реконструкцией «Авиастара-СП» и других объектов, входящих в «Объединенную авиастроительную корпорацию». Разрабатывал международный аэропорт «Жуковский» (Москва).

С 9 марта — начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска — главный архитектор. 

 

Беседовала Татьяна Задорожняя

Фото Станислава Ларина

Нет комментариев
Обсудить