Учитель Валентина Горшунова: «Я вижу, как дети развиваются, как они умнеют!»

Первый в Ульяновске класс, обучаемый по системе Владимира Жохова, подвел итоги учебного года.

Никаких привычных мела и доски. Школьная доска завешена экраном, на котором проецируются слайды из компьютера. В руках у учителя Валентины Горшуновой пульт, и она быстро меняет слайды с заданиями, дети пишут на маркерных досках черными маркерами и, написав, поднимают их над головой, чтобы показать ответы учителю. Примеры, задачи, уравнения на сложение, вычитание, деление, умножение… Одно задание сменяет другое, кажется, что 40 минут вмещают в себя десять уроков. Во время занятия много шума, передвижений по классу, но это деловые шум и передвижения, все с головой увлечены процессом. Кому-то нужно выйти в туалет. Тихо выходит из класса, не спрашивая разрешения, и немедленно возвращается, потому что не хочет пропустить что-то интересное. В начале урока и в конце дети хором поют любимые песни тоже не по «регламенту», не стоят по стойке смирно, а кому как нравится – кто-то выбегает петь к доске, кто-то остается на своем месте. Учитель советуется с учениками: «Что будем петь?». На уроке математики любимая – это, конечно, задорная песенка на музыку Владимира Шаинского, на слова Михаила Пляцковского «Дважды два – четыре». Так в конце мая прошел итоговый урок математики в 1-м классе «В» средней школы №6 имени И.Н. Ульянова. Это единственный в Ульяновской области класс, который обучается по авторской программе профессора Владимира Жохова.

Система действует в России около 20 лет. Самые старые традиции в городе Копейске, есть также жоховские классы в Нижнем Новгороде, Одессе, Санкт-Петербурге, Долгопрудном и других городах. В Ульяновске класс появился в прошлом году. Учебный год 2015-2016 стал первым, экспериментальным. Результаты удивительные. «Сейчас окончился первый класс, мы усвоили программу первого, второго классов и начали изучать программу третьего класса. Контрольные тесты показали, что знания учеников соответствуют федеральному образовательному госстандарту (ФГОС)», - говорит учитель Валентина Ивановна. Поразительно, что первоклашки умеют очень быстро в уме оперировать двух- и трехзначными цифрами, на что и взрослый не каждый способен (в обычной начальной школе первый год изучают только числа от 1 до 10). А также, что совсем трудно понять, - жоховские дети работают с отрицательными числами. Все помнят, что в первом классе вообще числа как абстрактные понятия трудновато идут, поэтому их заменяют яблоками, грушами и другими плодами-овощами, а тут отрицательные числа! «Сколько будет из восьми вычесть десять?» - спрашивает учитель. «Минус два!» - отвечают малыши. Хотя малышами после этого их уже не хочется называть. При этом дети в классе самые обыкновенные, специального отбора не делается. Просто по Владимиру Жохову все дети в возрасте до 11 лет гениальные, надо только правильно раскрыть их потенциал.

Жоховский класс в Ульяновске появился благодаря инициативным родителям, которые увидели авторскую систему в интернете, вдохновились и начали пробивать открытие такого же класса в Ульяновске в одной из общеобразовательных школ. То, что система должна применяться в государственных учреждениях, а не в частных, - один из принципов работы Владимира Жохова. Добивались у властей, ездили на открытый урок в Нижний Новгород, искали педагога и единомышленников-родителей в Ульяновске. Найти их было не так просто - все-таки не каждый родитель рискнет отдать своего ребенка в экспериментальный класс, какими бы блестящими не описывались перспективы. Класс собрали из детей, живущих в разных частях города, есть из Ишеевки, Заволжья. «Сначала было 24 человека – 13 мальчиков и 11 девочек, потом появилась еще одна девочка, хотя  Владимир Иванович рекомендует, чтобы было равное количество мальчиков и девочек», - говорит учитель.

В чем принципиальное отличие жоховской системы от обычной? Жохов полностью изменил подход к обучению детей в возрасте до 11 лет. Опираясь на исследования в области мозга, он пришел к выводу, что именно в начальной школе, когда происходит рост клеток мозга, необходимо заложить как можно больше в голову ученика, дать его мозгу мощный толчок для дальнейшего развития. Отсюда большая плотность урока, где все действия учителя рассчитаны по минутам. Он как дирижер в симфоническом оркестре, который работает со всем оркестром сразу, а не с каждым музыкантом по отдельности. А музыканты (первоклассники) встраиваются в этот оркестр. И если у кого-то сначала не получается, то со временем, благодаря общей гармонии музыки (урока), приходит понимание темы. Динамичность процесса настолько увлекательна для детей, что уже не встает вопрос о мотивации, зачем ходить в школу. В педагогике есть понятие «синдром 7 сентября». Это тот день, когда первоклассник уже сделал для себя все открытия, и дальше началась скука. В жоховском классе такой синдром отсутствует. Интерес не пропадает даже к концу года, поэтому ученики и болеют меньше, ведь болезни – это хитрый способ организма спрятаться от нелюбимой работы. «Скоро летние каникулы, и дети переживают, что им придется долго жить без школы», - говорит Валентина Ивановна. Самое большое наказание для ребят – не получить задания на дом.

И еще один большой плюс жоховской педагогики - жизнь в «оркестре» учит их быть очень дружными. В классе можно и нужно подсказывать, помогать друг другу, есть специальные упражнения – «шепталочки». Решил пример – поделись на ушко с соседом. Делятся знаниями, и это сплачивает. Перед уроком все решают задания на «входных билетах», и не обязательно ученик должен решить самостоятельно, ему может помочь его товарищ. По словам Валентины Горшуновой, как и в любом первом классе, в сентябре дети были не собраны, но к концу года стали коллективом. У них появилась ответственность друг за друга. «Они переживают, если кто-то заболел, хотя у нас очень редко дети болеют, нет эпидемий. Но когда приходит кто-то после болезни, все радуются, обнимаются, счастливы. Хотя бывают натянутые отношения - дети есть дети», - говорит учитель.

Валентина Горшунова до жоховского класса 11 лет преподавала в обычной начальной школе. «Родители будущих первоклассников предложили поработать по системе Жохова. В силу характера захотелось попробовать – интересно что-то новое делать, и тем более результаты этой системы радуют, удивляют. И на самом деле, я вижу, как дети развиваются, как они умнеют, – говорит учитель. - Поскольку в сентябре они уже все умеют читать, то по остальным предметам тоже начинают двигаться быстро. Приходится искать дополнительный материал, готовиться больше. Это интересно. Их ум требует больше».

В конце года учитель провел с детьми комплексную итоговую работу за первый класс. Валентина Горшунова поделилась результатами: «Очень много ребят с повышенным уровнем знаний (это когда на 100% правильно выполнена работа), много высокого уровня (90-95%) и много выше среднего уровня. Низкого уровня нет, хотя есть дети слабые, диктант хуже написали, но с комплексной работой они очень хорошо справились».

Фото автора


Опубликовано: 31.05.2016 в 14:10 
Просмотров: 1157 

comments powered by HyperComments