Будни розничной торговли: уже не за решеткой, еще не свободны

Владелец ульяновского магазина и сети киосков рассказал, с чем приходится сталкиваться в своей работе продавцам.

Каждую четвёртую субботу июля в России отмечается День работников торговли. В последние годы отечественные продавцы переживают явно не лучшие времена. С одной стороны, растут издержки, с другой – сокращаются доходы населения. К тому же с завидной регулярностью приходят проверки из надзорных инстанций.

Как сейчас живёт торговля в провинциальном российском городе, рассказал предприниматель, владелец магазина и нескольких киосков Дмитрий Ключников.

Магазинчик Дмитрия находится в спальном районе Ульяновска. Подобные торговые точки часто попадаются на глаза: их множество в каждом районе города. Большую часть ассортимента составляют напитки, в частности, пиво, сигареты, так называемые "снеки", мороженое. Но есть и молочная продукция, хлеб, колбасы и даже игрушки.

В этом году магазину исполнилось десять лет. Владелец сразу же захотел как-то украсить территорию, и через два года после открытия рядом с его минимаркетом появился цветник. Но каменная ограда для клумбы часто разрушалась, поэтому ее заменили на кирпичную. За цветами ухаживают всей семьей, к владельцам магазина присоединились и его сотрудники. А цветами охотно делятся жители ближайших домов.

Новое лицо привычного дела

- Дмитрий, а что обычно у вас покупают?

- В связи с санкциями пропало 10-15% товаров. В основном это коснулось кондитерских изделий. Есть ощущение, что покупатель стал экономить на продуктах. Многие по привычке едут за продуктами в крупные торговые сети. У нас покупают в основном пиво, мороженое и сигареты, иногда игрушки. Родители уступают детям и приобретают им что-нибудь. Куда подевался клиент? На мой взгляд, сейчас многие готовы стать фермерами и выращивать овощи и фрукты самостоятельно.

- Как вы думаете, в чем главная проблема малого предпринимателя в России?

- По сравнению с прошлыми годами объёмы продаж сократились. Виной тому упавший покупательский спрос и высокая конкуренция. С одной стороны нам упростили выдачу разрешений на установку нестационарных объектов. Но с другой – магазинчики и киоски появляются через каждые сто метров. Конкуренция возрастает, и всем становится работать тяжелее.
В 2012 году в связи с вступлением нового закона магазин лишился лицензии на крепкий алкоголь. Мы потеряли целый сегмент постоянных покупателей. Сократили и штат сотрудников: раньше было четыре продавца, а после этого осталось два.

Одна из проблем - у предпринимателей нет четкой мотивации работать, поэтому они сдают помещения в аренду. Периодически ещё открываются аптеки или хозяйственные магазины. Но вскоре, по моему опыту, закрываются, и несколько месяцев висит объявление об аренде.

Проверки или провокации?

- А часто ли у вас бывают всевозможные проверки?

- В прошлом году было несколько провокационных проверок от «Молодой гвардии». У них есть участники, которые почти два метра ростом и на вид - далеко за 20. Но по паспорту всего 17. Они подходили и спрашивали пиво или другой алкоголь. Продавцы не всегда могли среагировать и продавали. Тогда нам назначили два штрафа, один из которых суд отменил. Думаю, что если подростку 17 лет, и он своей покупкой алкоголя провоцирует продавца на противоправное действие, то он или его родители должны нести за это ответственность. Иначе получается, что одним запрещено продавать, а другим разрешено покупать. 

В наших случаях вообще раскрывалось много новых подробностей. Лишь в суде выяснилось, что покупатель уже находится на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, поскольку раньше его ловили на мелких кражах. И складывается подозрение, что человек вчера провинился, а сегодня ему поставили условие, чтобы он свою вину искупил подобным походом в магазин. И если всё сложится удачно, то они закроют глаза на его проступки, и заработают галочку за составление протокола на продавца. Сейчас мы паспорта у всех проверяем. 
Остальные надзорные органы последние лет пять не очень сильно придираются. При открытии объекта, конечно, всё тщательно смотрят, а потом уже нет. За огнетушителями сами смотрим. В санэпиднадзор продукты относим на проверки. Если найдут какие-то замечания, то мы с поставщиками их отрабатываем. И либо они исправляются, либо мы с ними больше не работаем. Несколько лет назад нас санэпиднадзор проверял активнее. Налоговая инспекция чаще ходила, но тогда ещё кассы были.
Последние несколько лет кроме полиции, какого-то излишнего беспокойства со стороны проверяющих не было. Иногда, правда, полиция присылала к нам «покупателя» за пару минут перед закрытием или сразу после. Конечно, их мы уже обслуживать не должны. 

- А как изменились покупатели за последнее время?

- В последние 5-8 лет сам город поменялся. Покупатели стали воспитаннее. Бывает, конечно, что у кого-то стёкла разобьют, но это очень редко. Я уже решётки не ставлю. Иначе получится, что и продавец как в тюрьме сидит, и покупатель от него отгорожен. 

- Что изменится в вашей работе, если вновь потребуют установку кассовых аппаратов?

- Надеюсь, что эти требования не примут. Согласен, что это нужно, чтобы подтвердить факт покупки. Но если продавец случайно пробьёт чек неправильно, и на него наложат огромный штраф, мы много потеряем. Кроме того, чтобы купить кассовый аппарат, нужно потратить 10-15 тысяч рублей, обслуживание обойдётся ещё в десять тысяч в год. Для киосков это большие расходы. Тогда, например, из-за роста расходов пострадают продавцы: мы не сможем поднимать им зарплату.

Фото автора


Опубликовано: 23.07.2016 в 07:00 
Просмотров: 1486 

comments powered by HyperComments