Когда мы перестанем дышать вредными выхлопами?

В редакцию нашего сайта обратилась жительница Ульяновска с вопросом о том, каким образом проходят техосмотр старые КамАЗы и ЗИЛы, которые не просто загазовывают воздух, а делают в принципе невозможным нахождение рядом с ними окружающих.

Какие меры собираются в связи с этим предпринимать экологи, существуют ли какие-либо экологические стандарты на загрязнение окружающего воздуха, производимого автомобильным транспортом, как они соблюдаются и проверяются, и каким образом старые большегрузные автомобили еще советского производства проходят техосмотр, разбирался корреспондент «mosaica.ru».

Бывший руководитель регионального Госэконадзора Константин Долинин считает, что в вопросе загрязнения окружающей среды автомобилями есть несколько аспектов, главным из которых является отсутствие государственной программы, в рамках которой можно выработать единый подход к уровню загрязнений, производимых автомобильным транспортом.

«Да, благосостояние наших граждан растет, и в связи с этим резко увеличилось и количество личного автотранспорта на дорогах нашего региона. Однако стоит отметить, что большинство иномарок соответствует экологическим стандартам Евросоюза для автомобилей. Наибольший вред окружающей среде приносят большегрузные коммерческие автомобили, в основном еще советского производства, однако с каждым годом их становится все меньше и меньше. Кроме того, существует и такой аспект, как довольно низкое качество топлива на российских АЗС, что приводит к более быстрому износу двигателя и увеличению выхлопных газов от автомобилей.

Выход из этой ситуации довольно прост: переход на новые виды топлива - водород, сжиженный газ и так далее.

Экологи регулярно обращают внимание на эту проблему, однако повторюсь, что без  соответствующей государственной программы, на одном энтузиазме экологов, эту проблему не решить.

Также стоит отметить, что наибольший вред окружающей среде приносят все-таки не транспортные средства, а деятельность промышленных предприятий», - заявил бывший главный эколог региона Константин Долинин.

Однако в Ульяновском областном центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды нам заявили, что «роль» транспортных средств в загрязнении воздуха довольно велика.

«Отбор проб воздуха на территории нашего города производится нашей службой каждый день не реже трех раз в сутки, а доля загрязняющих веществ от автомобилей составляет не менее 30%», - рассказала нам руководитель центра Валентина Казакова.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, каким образом старые советские большегрузы умудряются пройти техосмотр, нам пришлось пообщаться с одним из бывших сотрудников областного ГИБДД.

В телефонном разговоре он заявил о том, что старый КамАЗ старому ЗИЛу рознь. Например, есть автомобили, которым 15 лет, но все технические системы позволяют вполне спокойно пройти техосмотр. Если в порядке тормозная система, исправно работает двигатель и так далее, то почему он не должен пройти ТО? - удивился сотрудник ГИББД. А проверками на соответствие экологического стандарта «Евро-3», введенного в России  с 1 января 2008 года, ГИБДД занимается в основном формально. То есть при прохождении ТО сотрудник ГИБДД или коммерческой организации, обладающей правом на проведение ТО, смотрит в п.13 ПТС (паспорта транспортного средства), в котором, например, написано: «Экологический класс - четвертый», то есть соответствует «Евро-4». А каким образом умудряются проходить ТО старые большегрузы, выпущенные еще в СССР, для меня также является загадкой. Ведь очевидно, что ни о каком соответствии «евростандартам» в то время и речи быть не могло….

Мы выяснили, что уровень выбросов автомобильной техникой вредных веществ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 26 ноября 2009 г., 8 декабря 2010 г.). Интересно, что согласно п.14 этого документа с 1 января 2014 года в нашей стране вводятся технические нормативы выбросов экологического класса 5, а объем выбросов должен как минимум соответствовать «Евро-3», однако очевидно, что очень многие транспортные средства, которыми владеют ульяновцы, этим суровым нормативам не соответствуют, а сведений о том, какие санкции существуют за несоответствие этим европейским стандартам, мы так и не нашли…

Вполне возможно, что Правительство РФ поспешило с переходом на европейские стандарты в отношении транспортных средств, ведь далеко не каждый может позволить себе в одночасье перейти с «Евро-2» на «Евро-3», а то и вовсе приобрести иномарку, соответствующую, например, «Евро-5». 

Кроме того, не будем сбрасывать со счетов и коррупциогенный фактор, так как один из моих знакомых юристов лаконично пояснил: «Как проходят КамАЗы и ЗИЛы техосмотр? Да очень просто. Автомобиль прошел диагностику всех основных систем, ну и ладно - ТО прошел. А на соответствие или несоответствие евростандартам просто закрывают глаза…».

Сергей КАЗАКОВ

Фото Екатерины Эйрих


Опубликовано: 31.05.2014 в 10:00 
Просмотров: 2273 

comments powered by HyperComments