Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

В чем наша сила и чего нам не хватает

Когда в стране чересполосица выборов – экономика превращается в политэкономию. Куда повернем с этой политико-экономической развилки?

Динамика – относительная

«Обновленная экономика – перспективы реализации для всех» – так назвали форум, устроенный в Ульяновске в феврале. Казалось бы, традиционное мероприятие начала года. Не один десяток лет власть собирает региональный актив: отчитаться самим и отчитать других, «сверить часы» и «проверить пульс». Но когда выбираем президента страны, во всяком заявлении видится подоплека «политэкономическая».

Когда-то министр экономики Олег Доничев объяснял неважные результаты недобросовестной статотчетностью. Сегодня министр экономики Олег Асмус говорит о лидерских позициях.

Согласно мониторингу Минрегионразвития, по сводному индексу социально-экономического развития регионов Ульяновская область входит в число 25 лучших субъектов федерации (в 2010 году мы были в первой 30-ке). Темпы роста ульяновской экономики опередили среднероссийские показатели по сельскому хозяйству, строительству, инвестициям в основной капитал, промышленному производству, развитию малого и среднего бизнеса.

Но темп роста – показатель относительный. Да, официально зарегистрированная безработица – 1,01%, но безработица общая (подсчитанная по методологии МОТ) – 6,5%. Это больше, чем по России и по ПФО. Да, динамика роста заработной платы неплохая. Но средний уровень зарплаты – лишь 64% от среднего по стране. Да, в 2011 году создано 20 тысяч рабочих мест. Но только в 3 тысячах из них зарплата на уровне среднеобластной и выше.

Главное – адекватное понимание проблем, говорил с трибуны форума губернатор, сопоставляя все эти «да» и «но». Заявления, сделанные Сергеем Морозовым в феврале, – по сути, декларация о том, «в чем наша сила и чего нам не хватает» (говоря словами самого докладчика).

Приоритеты названы

В 2012 году в Ульяновской области будет создано 70 тысяч новых рабочих мест. Переходим от позиции низкой безработицы к позиции эффективной занятости, заявил губернатор. Должна появиться региональная программа «Достойный труд» (в соответствии с Концепцией МОТ). Одна из ее составляющих – «опережающее переобучение работников высококвалифицированных и востребованных профессий». Год пройдет в регионе под знаком труда, объявил Сергей Морозов.

Значит, работодателям будут настоятельно рекомендовать заключать договоры с трудовыми коллективами. Подтягивать зарплату до средней по отрасли. И равняться на иногородних и иностранных инвесторов с их высокой культурой производства и современными технологиями. Наверное, это хорошо. Главное – чтобы благие намерения не превращались в самоцель и выкручивание рук бизнесу.

В приоритетах года – создание благоприятного инвестиционного климата. В 2011 году объем инвестиций вырос с 47 млрд. рублей до 61 млрд. Принятыинвестстандарты. Разработана дорожная карта инвестпроекта. В инвестиционном портфеле региона – более 100 крупных проектов. В 2012 году будет формироваться инфраструктура Портовой особой экономической зоны. Ульяновскийавиакластер становится пилотным проектом «Деловой России».

Обещают не оставить без поддержки АПК. Задача по вводу жилья – увеличить объемы с 500 тыс. «квадратов» в год до 1 млн. По сути, это по 1 кв. метру на жителя области. Слово «амбиции» остается для региона актуальным.

Экономика на развилке

«Обновленная экономика – перспективы реализации для всех» назвали форум в Ульяновске. Может ли быть «для всех»? И можно ли в отдельно взятом регионе выстроить собственную экономическую политику?

Если судить по тому, как преуспели регионы в привлечении инвестиций, – можно. По данным Госдумы, разрыв между субъектами РФ по этому показателю – 57 (!) раз. Если смотреть, какова региональная политика в сфере малого бизнеса – тоже можно. Ну, а главное – вовремя встроиться в тренд, заданный федералами. Только каким он будет, этот тренд, до сих пор не совсем понятно. Институт «Центр развития» Высшей школы экономики обнародовал результаты опроса 32 российских макроэкономистов. 60% из них поставили властям «неуд».

Экономические законы не должен разрабатывать Минфин, говорил на ульяновском форуме председатель комитета по экономической политике Госдумы Игорь Руденский. Он же обещал, что все законопроекты будут выкладываться в Интернет: «Каждый может оставить свои замечания, предложения». Оставить-то сможет – что дальше?

В бизнесе сейчас модно прописывать профили компетенций и рисовать модели идеального профиля. Может, кто-то бы взялся прописать модель идеального региона? А лучше – идеальной страны. Идеальной для жизни, для развития, самореализации. Чтобы понятие социальная ответственность связывали не только с бизнесом, но и с государством. Чтобы у налогов была не фискальная функция – стимулирующая и регулирующая. Чтобы по условиям ведения бизнеса Россия сдвинулась со 120 места хотя бы на 50-е. И перестали у нас, наконец, искать виноватых и назначать крайних.

Будущее правительство страны станет перед экономической развилкой. Что плыть по течению нельзя, понимают все. А альтернативы две: новая индустриализация (ориентация на крупные корпорации со всем вытекающим из этого) или постиндустриальная политика (ориентир – на широкие предпринимательские массы, низкие налоги, максимальную открытость, рыночные зарплаты и пенсии). На каком из этих двух сценариев остановимся?

Мария Мишина.

Фото автора.

«Деловое Обозрение»