Антон Рудаков: «За использование видеокамер на выборах ратуют и противники, и сторонники действующей власти»
Центризбирком готовит постановление, определяющее порядок видеонаблюдения на президентских выборах 2018 года. Одно из нововведений - сокращение сроков хранения видеоархива с года до трех месяцев. Кроме того, для запроса записи с участка потребуется дать подробное обоснование.
Обновлена будет и техническая составляющая. Программно-аппаратные комплексы заменят IP-камеры. Как сообщает ЦИК, контролировать их установку и работу будет группа с «различными политическими взглядами».
Как вы оцениваете это постановление Центризбиркома? Могут ли помешать предлагаемые изменения борьбе с нарушениями? Способна ли повлиять система видеонаблюдения на исход выборов?
Антон Рудаков, руководитель проекта «Судебный индекс политюристов», политюрист:
«Элла Александровна лично и ЦИК в целом не только демонстрируют открытость и стремление к прозрачности выборов, но и предпринимают множество усилий по объективному изменению системы. Поэтому не соглашусь с высказанными скептическими оценками других экспертов.
Большое количество спекуляций и скандалов связано именно с видеозаписями дня голосования, поэтому абсолютно логично желание улучшить сложившиеся процедуры. Стоит отметить, что за использование видеокамер ратуют не только противники действующей власти, но и её сторонники. Хранить записи в существующем формате целый год представляется нецелесообразным в текущих кризисных условиях. Но с развитием и удешевлением цифровых технологий такая возможность появится, и сроки хранения видео станет возможно синхронизировать со сроками хранения избирательной документации.
Но при этом очень важно упорядочить и регламентировать использование видеозаписей не только участниками избирательного процесса, но и правоохранительными органами. Как раз их внутриведомственное регулирование процедур проверки обращений по признакам совершенных преступлений требует более четких регламентов. Порой даже существенный общественный резонанс не может заставить правоохранителей изъять записи в качестве доказательств. И в этом направлении предстоит еще очень многое сделать, несмотря, например, на уже усилившуюся уголовную ответственность за так называемые «карусели».