Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Михаил Демидович: «Изъятие транспорта, сбрасывающего мусор, и перемещение его на штрафстоянку - мера неверная»

из архива Михаила Демидовича.
из архива Михаила Демидовича.

Депутаты Мособлдумы предложили ужесточить наказание за создание нелегальных свалок и штрафовать владельцев земельных участков с конфискацией техники. В частности, законопроект предусматривает увеличение штрафа за сброс бытовых отходов за пределами специально отведенных для этого территорий для физических лиц с 1,5 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических - с 50 тысяч до 5 миллионов рублей. Документ также предусматривает арест и последующую реализацию на торгах автотранспорта, сбрасывающего мусор на стихийных свалках, а также штрафы для владельцев земельных участков, где такие свалки возникают. Помогут ли эти меры навести порядок в системе обращения с отходами и уменьшить количество стихийных свалок в Подмосковье? Какие еще меры, на ваш взгляд, необходимы?

Михаил Демидович, член Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной думы:

«Безусловно, это адекватные и нужные меры, и они помогут навести порядок. Но единственный момент, по которому я бы провел дополнительную доработку законопроекта, касается изъятия транспортных средств, сбрасывающих мусор на стихийных свалках.

Просто изъятие транспортного средства на месте и перемещение его на штрафстоянку - мера неверная. Мы должны понимать, что в этом случае транспортное средство может принадлежать сторонним организациям, которые выполняют подрядные работы и к самому административно-правовому нарушению прямого отношения не имеют. То есть, собственно говоря, в этом составе преступления не участвуют. Если, конечно, в дальнейшем будет доказано, что данное транспортное средство принадлежит непосредственно виновнику, в отношении которого возбуждено административное производство, тогда технику должны реализовать, направить в счет погашение штрафов, наложенных на виновное лицо.

Если говорить о той теме, которая на сегодняшний день предложена в качестве реализации по обращению ТКО и которая реализуется на территории Московской области, то я бы сказал, что в данном случае мы ставим телегу впереди лошади. Почему?

На территории Подмосковья прошла процедура нарезки кластеров там, где должны стоять мусоросжигательные заводы. Но прежде необходимо было решить вопрос по строительству заводов. А у нас получается обратная ситуация. Нарезали кластеры, определили региональных операторов, но вопрос финансирования строительства заводов до конца не решен.

В результате этого возникнет следующая ситуация: региональные операторы на данных земельных участках, выделяемых для строительства мусоросжигательных заводов, для начала будут располагать линии мусоросортировки. В лучшем случае это будут хорошие линии с автоматической сортировкой. А в худшем - это могут быть линии, на которых будет использован труд иностранных рабочих - гастарбайтеров. В итоге получится так: мы отбираем порядка 40% полезных фракций (металл, стекло, пластик и так далее), остальные 60% куда будем девать? Заводов нет, значит, мы будем вынуждены хранить их на полигонах, на которых должны стоять мусоросжигательные заводы. И в скором времени мы придем к тому, что данные территории, если на них не будут стоять мусоросжигательные заводы, будут просто-напросто превращены в очередные полигоны для хранения ТКО. Мы снова столкнемся с вопросом рекультивации этих полигонов, выделения очередных территорий, на которых будем планировать строительство этих заводов.

Второй важный момент. Я считаю, что не до конца проработан момент по использованию технологии мусоросжигательных заводов. Модель, взятая сегодня за основу, предполагает уничтожение ТКО и остаток «хвостов» порядка 40%, что недопустимо. Нам нужны современные технологии, которые на сегодняшний день есть в мире - они должны выдавать остаток «хвостов» не более 4-8%. Выбор технологий находится в компетенции Минэкологии, я считаю, что он должен прорабатываться глубже.

И, конечно же, третий, самый главный момент. Когда мы в рамках реализации федерального закона начали исполнять его на территории Московской области, Минэкологии допустило серьезный промах, что не согласовало данные территории с общественностью. Мы получили большое количество выступлений людей, были даже случаи перекрытия трасс. Это доказывает, что необходимо вести диалог с общественностью по местам размещения мусоросортировочных линий и мусоросжигательных заводов. Не считаться с общественностью не получится, я всегда это говорил. Почему? Потому что на сегодняшний день в рядах общественности есть люди действительно компетентные в этой области, которые по уровню своей специализации и квалификации не уступают сотрудникам Минэкологии и знают эту тему ничуть не меньше. Если же в инициативных группах таких специалистов не находится, то жители всегда в состоянии их привлечь.

Поэтому в данном случае диалог с общественностью должен стоять на первом месте. Вторым номером необходима четкая проработка вопросов использования технологий на наших мусоросжигательных заводах, которые мы предполагаем построить на территории Московской области. И третий главный этап - это вопрос финансирования строительства этих заводов. В противном случае мы получим ту ситуацию, которую я описывал раньше, что территории, на которых мы планируем построить завод, будут преимущественно загажены и превращены в очередные полигоны для хранения.

И еще важный момент. При формировании тарифа на сбор ТКО необходимо рассматривать определенную долю субсидирования со стороны федерального бюджета и бюджетов субъекта. Почему? Потому что проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие мусороперерабатывающих заводов – заключается в том, что к нам не пришли иностранные, отечественные инвесторы. Поскольку, если мы будем использовать тот тариф, который действует на сегодняшний день, то окупаемость такого завода составляет порядка 100 лет.

Если мы хотим сделать данную сферу бизнеса для инвесторов более привлекательной, мы должны делать инвестиционно-привлекательный тариф. В этом случае мы не можем полностью возложить его только на физические и юридические лица. Потому что он будет неподъемным и это вызовет определенный общественный резонанс.

Поэтому на первом этапе, пока мы эту систему полностью не опробируем, не обкатаем, не выстроим полностью, пройдет не менее пяти лет. Соответственно, вопрос по субсидированию дотации заводов на компенсацию этих расходов должен быть предусмотрен федеральным центром. Без этого мы не выйдем на цивилизованные рельсы.

Кроме этого, хочу отметить, что 30 сентября в правительстве Москвы проходил общероссийский форум, касающийся вопросов ТКО, где были представлены субъекты РФ. И на нем проблематику этих вопросов очень хорошо озвучил министр экологии Подмосковья Александр Коган. Он назвал основную на сегодняшний день проблему – не доработан в полном объеме нормативно-правовой блок, который бы регулировал эти вопросы. Также он отметил, что сегодня порядка шести-восьми федеральных ведомств и министерств занимаются вопросами курирования обращения с ТКО. И это вносит определенную правовую сумятицу в правовые взаимоотношения, касающиеся федералов и субъектов. Известны случаи, когда получаешь от ведомства один нормативно-правовой документ, а от другого ведомства приходит иной нормативно-правовой документ, полностью отменяющий первый. Пока еще присутствуют правовые пробелы. Законодательная база еще недостаточно отработана, она сырая. Хотелось бы, чтобы в ближайшие полгода она была бы доведена до реального рабочего правоприменительного характера».


   

Нет комментариев
Обсудить