Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Наталья Галл: «Умные» счётчики без функции учёта качества услуги не решат проблему, а увеличат расходы»

из личного архива Н.Галл
из личного архива Н.Галл

Минстрой уже в следующем году переводит россиян на умные счетчики, которые будут автоматически передавать информацию о потребленных ресурсах в центры сбора данных. Покупать новые счетчики всем собственникам жилья не придется. По крайней мере, пока. Инициатива касается только зданий после капремонта и новостроек. Ожидается, что уже к концу 2021 года эти системы будут применять 100% новых потребителей в новостройках и половина жителей, заменивших приборы учета в 2020-2021 годах в ходе капитального ремонта. Смогут ли «умные» девайсы ликвидировать воровство ресурсов, когда некоторые недобросовестные жильцы подкручивают показатели счетчиков, чтобы платить меньше, а потребленные ими ресурсы ложатся на плечи соседей? Научат ли «умные» счетчики экономить ресурсы? Поможет ли система навести порядок в сфере расчетов за ЖКУ? Не окажется ли установка «умных» приборов учета непосильной ношей для обычных граждан, если их обяжут устанавливать за свой счет?

Наталья Галл, председатель Общественной организации «Региональный центр общественного контроля Московской области»:

«Самое слабое место в сфере ЖКХ - это отсутствие чёткого и понятного для всех контроля и учёта потреблённых либо квартирой (ответственный собственник помещения), либо многоквартирным домом (ответственный УО, ТСЖ/ТСН, ЖСК и так далее) ресурсов. Озвучиваются огромные суммы задолженности и хочется выяснить, а на сколько эти данные о задолженностях правдивы и основаны ли они на данных, зафиксированных приборами учёта коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. Не секрет, что во многих случаях начисление ведётся по нормативам, что нельзя признать надлежащим учётом, с моей точки зрения.

Не понимаю почему вопрос ставится именно так, в разрезе только недобросовестных жильцов и озвучивается именно вина только жителей, что не совсем правильно и вот почему.

Исходя из темы, которой озаботился Минстрой РФ, речь идёт об установке якобы «умных» индивидуальных приборов учёта (ИПУ), которые находятся внутри помещений. Основная задача, которая преследуется в данном случае, - это передача данных показаний в дистанционном режиме о количественном потреблении холодной и горячей воды.

Однако за кадром остаётся при этом вопрос качества как холодной, так и горячей воды и в случае несоответствия данных услуг качественным характеристикам законодательство предусматривает перерасчёт стоимости конкретной коммунальной услуги. Но нововведение не касается качества услуг, а касается только его количества и в этом случае потери граждан будут очевидны. Ведь их автоматически обяжут по показаниям ИПУ оплатить фактическое потребление, без учёта качества и это явно однобокий подход к проблеме, если она находится именно в этом месте.

Отдельно должна напомнить следующее. Опять про качество и теперь уже горячей воды, которая должна поставляться гражданам и проходить через эти умные приборы и учитываться только если её температура будет равняться от 60 градусов до 70 градусов. Таковы санитарные требования. Однако нововведение не предусматривает обязательное фиксирование соответствие качества горячей воды, что приведёт к переплате гражданами за горячую воду. В этом случае необходимо умным счётчикам учитывать обязательное соблюдение требований санитарных норм и фиксировать только ту воду, проходящую через ИПУ, которая соответствует температуре от 60 до 75 градусов. В ином случае мы будем иметь умный счётчик и обсчитанного потребителя, переплачивающего за услугу в связи с несоответствием её температурному режиму.

Другими словами, я считаю, что если уж мы поставили задачу решить проблему учёта оплаты фактически потреблённых коммунальных услуг с точки зрения их количества при оплате, то необходимо в обязательном порядке эти умные приборы устанавливать с функцией контроля температуры горячей воды и такие счётчики производятся и находятся в розничной торговле. Однако никто не учитывает этот важный момент для потребителей-граждан. И поэтому я считаю, что если мы не решим этот вопрос, то это будет однобоким подходом к проблеме.

Научат ли «умные» счетчики экономить ресурсы? Вопрос поставлен не корректно. Речь идёт в данном случае не о ресурсах, а о коммунальных услугах, если это касается холодной и горячей воды. Считаю, что ни о какой экономии здесь не может быть и речи, если не будет решён вопрос учёта качества услуг, ведь приборы, установленные в помещениях, будут учитывать только количество (объём) услуги, а как же быть с законом о защите прав потребителей, согласно которого потребитель оплачивает только качественную услугу.

Ни для кого не секрет, что если горячая вода с низкой температурой, то потребитель порой вообще не смешивает её с холодной водой и это однозначно увеличивает потребление горячей воды, а, следовательно, необоснованно увеличивает стоимость горячей воды при её ненадлежащем качестве (низкой температуре).

Исходя из сказанного мной по первым двум вопросам, я не вижу оснований делать выводы о том, что нововведение приведёт к наведению порядка в сфере расчётов при оплате коммунальных услуг холодная вода и горячая вода. Умные счётчики без наличия у них функции учёта качества услуги и при отсутствии со стороны исполнителей этих услуг в лице УО, ТСЖ/ТСН, кооперативов и так далее ответственности за поставку этих услуг ненадлежащего качества не решат проблему, а увеличат расходы граждан.

Исходя из уже сказанного, есть основания утверждать, что в том виде, в котором планируется это всё сделать, у меня есть веские основания полагать, что для граждан-потребителей коммунальных услуг холодная и горячая вода именно станет непосильной ношей. Ведь не исключена возможность, что к сомнительной оплате поверочных мероприятий в отношении квартирных ИПУ, добавится ещё и покупка этих самых умных счётчиков.

При этом налицо минусы этих счётчиков при отсутствии доказательств того, что эти ИПУ зафиксировали и передали для оплаты данные о количестве этих услуг, без учёта их качества. Переплата для граждан фактически будет обеспечена и с этим согласиться нельзя.

Необходимо решать вопрос комплексно, ответственно и без ущемления прав граждан на получение ими услуг надлежащего качества.»

Нет комментариев
Обсудить