Конфликт в театре кукол: кто выносит сор из избы?
После неоднозначного интервью режиссера Людмилы Гавриловой руководство заведения объяснило журналистам, как обстоят дела.
Ульяновцы редко обсуждают проблемы, связанные с театром кукол, предпочитая говорить о спектаклях и детской радости, которую дарит каждый поход туда. Однако, как выяснилось, и там могут возникать отнюдь не кукольные конфликты. Поводом поговорить о жизни театра стала публикация в одном из местных СМИ: в интервью бывший художественный руководитель Людмила Гаврилова достаточно резко высказалась в адрес нынешнего руководства. Для того чтобы расставить все по местам, на пресс-конференцию пригласили журналистов.
Уже при личной встрече корреспондент mosaica.ru попытался узнать, чем именно недовольна Людмила Михайловна.
Людмила Гаврилова
режиссер Ульяновского театра кукол имени В.М. Леонтьевой
Я против ловли блох, всем известно, что я откровенный человек, вот и высказала все, что думаю. Главная проблема – я не могу понять, куда мы двигаемся, что конкретно мы будем ставить. Худрук Владимир Бирюков бывает в Ульяновске редко, я от него не могу добиться ответов на мои вопросы. На худсовете я тоже о планах не услышала. Есть огромное число нерешенных вопросов: у меня в кабинете часы не идут, мне не могут батарейки купить, а для последнего спектакля я покупала тапочки за свой счет! А то, что происходит сейчас… Пока мы будем воспринимать театр как кухню, большого не случится!
Людмила Михайловна не побоялась спросить Владимира Бирюкова о наболевшем в присутствии журналистов. Он возмутился, не на суде ли присутствует? Далее иронично заметил, что бывший худрук, видимо, очень скучает без него и ей его не хватает.
Владимир Бирюков
художественный руководитель Ульяновского театра кукол имени В.М. Леонтьевой
Когда меня спрашивали в региональном минкульте, принимая на работу, уволюсь ли я из Пензенского театра, я отвечал, что нет. Все об этом знают. Совмещение двух должностей - это нормальная современная практика, у вас и в драматическом театре художественный руководитель приезжий. Я не отрицаю, в этом есть свои недостатки, но об этом судить руководству. Мне неприятно, что конфликт вылился за пределы театра. Ведь в коллективе все должны быть единомышленниками. Да, нам нужно создавать хорошие спектакли, но кроме этого - еще и комфортные условия для зрителей. Не стоит упрекать меня в отсутствии программы: я определил, в какую сторону театр должен развиваться. Необходимо, чтобы он выдерживал конкуренцию со стороны других театров, надо расширять зрительскую аудиторию. Когда я пришел, два года назад, в репертуаре были спектакли для малышей и несколько постановок для взрослых, совершенно не было спектаклей для школьников. А этого нельзя упускать: актер не может развиваться, всегда играя зайчиков! Для спектаклей нужна достойная драматургия. Нам можно запланировать и проведение собственного фестиваля. А что касается финансирования, я еще ни разу не слышал, чтобы в театрах всем хватало денег. Наболевшие проблемы мы решаем постепенно.
Мой главный посыл - театр должен говорить о человеке, поднимать современные, понятные ему проблемы. В Пензе у нас в театре мы только за февраль сыграли 12 спектаклей для взрослых. Там мы прошли долгий путь к своему зрителю, я бы хотел, чтобы что-то подобное было и в Ульяновске.
Новый руководитель пытается вывести театр кукол на другой уровень, убрать с него клеймо «несерьезного». За эти два года труппа неоднократно бывала на гастролях: в Москве, Волгограде, Тольятти, Сербии, Зареченске. Владимир Бирюков смог привлечь в коллектив молодых актеров, выпускников УлГУ, а для постановок необычных спектаклей нередко приезжают режиссеры из других городов. Среди них - Виктор Никоненко, Максим и Наталья Пахомовы, Александр Янушкевич, Татьяня Нерсисян, достаточно известные в своей среде люди. Постановки получаются современные, красивые, оригинальные, интересные детям и взрослым.
Немного цифр
Директор кукольного Александр Колтун озвучил некоторые цифры. К примеру, для финансирования театра в 2012 году из областного бюджета выделялось около 25 млн рублей в год, а собственные доходы составляли 5 млн. В 2016 году бюджетные вложения выросли до 33,8 млн рублей, собственные заработки - до 8,4 млн. Растут и зарплаты: сейчас сотрудники театра в среднем получают 29-30 тысяч в месяц (против 16,5 тысяч в 2012 году). Увеличивается число спектаклей: в прошлом году их отыграли уже 565, при этом более 200 - на выезде.
- Достаточно средств не бывает никогда, - добавил Александр Колтун. - У нас есть динамика, средства направляются на развитие театра. Если бы театр падал в пропасть, вряд ли руководство области обращало бы на него внимание.
На чьей стороне правда, разобраться нелегко. Людмилу Михайловну Гаврилову по-человечески жаль: она в театре без малого 30 лет. Но время таково, что необходимо меняться, двигаться дальше, искать что-то новое, экспериментировать и с репертуаром, и с техникой постановки. Ведь главное здесь - уметь удивлять публику, и если это удается Владимиру Бирюкову с его командой, значит, зритель будет уходить из театра довольным.
Фото автора