Столичный эксперт рассказал ульяновским студентам об истории и перспективах налоговой системы России
Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин выступил с лекцией в УлГУ.
Ульяновский государственный университет вот уже двадцать с лишним лет как самостоятельное учебное заведение. Несмотря на это, связи с МГУ, филиалом которого ульяновский вуз был изначально, здесь сохранились. Свидетельств тому немало, последнее – визит директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилла Никитина. По признанию самого ученого, лекции сейчас он читает нечасто – возглавляемая им структура больше специализируется на научных изысканиях. Однако для Ульяновска было сделано исключение – в минувший понедельник, 27 марта, один из ведущих российских экспертов в области налогообложения выступил перед студентами и преподавателями Института экономики и бизнеса УлГУ с лекцией «Налоговая политика современной России». Визитом ученого заинтересовались и мы, и минут за 20 до начала пары взяли у столичного гостя небольшое интервью.
- Кирилл Михайлович, поделитесь, пожалуйста – какую информацию Вы собираетесь донести до своих ульяновских слушателей?
- С ульяновскими студентами хотелось бы поговорить о двух принципиальных вещах. В первую очередь мы затронем некую теоретическую часть, связанную с тем, что представляет собой налоговая система в рамках общественных отношений, в рамках концепции гражданского договора. В этом плане хотелось бы обсудить и политическую функцию налоговой системы, а именно то, каким образом налоговая система государства влияет на политическое самоопределение граждан. Вторую часть лекции, на мой взгляд, более интересную, мы посвятим вопросам налоговой политики РФ, ее федеральному и региональному аспектам, а также критике ее чрезмерной централизации. Последняя, как известно, привела к тому, что регионы значительную часть своих доходов отправляют в центр, а затем оказываются дотационными. По итогам 2016 года из 85 субъектов страны 72 получали дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это, естественно, не свидетельство того, что у нас 13 регионов кормят оставшиеся 72, это свидетельство того, что все собирается с субъектов, а потом среди них же и распределяется. Также планируем поговорить об актуальных вещах, связанных с основными направлениями реформирования налоговой системы.
- Расскажите об этих направлениях поподробнее.
- С 2012 года, как мне кажется, обозначается небольшой, но очень важный вектор на децентрализацию налоговой системы страны и усиление налоговых полномочий субъектов. Одновременно на федеральном уровне идет тренд на внедрение автоматизированных методов налогового администрирования и налогового контроля, в том числе на уровне территориальных налоговых органов. Третье, о чем бы хотелось сказать (это важно в контексте политической роли налоговой системы), – это увеличение доли налогов с граждан на фоне снижения доли налогов с организаций и предприятий.
- Насколько налоговая система РФ, на Ваш взгляд, отличается от налоговых систем других государств?
- С формальной точки зрения налоговая система России отличается не сильно, поскольку в 1990 году она была скопирована у стран Организации экономического сотрудничества и развития. Постепенно она насыщалась все более сложными инструментами, к тому времени прекрасно известными в Западной Европе и США. Однако есть и различия, самые существенные из которых – крайне высокий уровень централизации, крайне высокий уровень зависимости от косвенных налогов и налогов организаций и, наоборот, крайне малая зависимость от налогов физических лиц и от прямых налогов. Надо понимать следующее – большая часть налоговых систем проходила долгую, многовековую эволюцию и развивалась параллельно с парламентскими демократиями. Английский парламент, например, в свое время был создан как клуб кредиторов королевской семьи, которые в определенный момент пожелали, чтобы их голоса были услышаны. Постепенно развивалось избирательное право, вместе с ним эволюционировала и система налогообложения. Мы весь этот момент пропустили - когда мы заимствовали налоговую систему, то делали это без заимствования политической функции. У нас эти две вещи не увязаны, и это плохо и для налоговой системы, и для политической. Не будучи отягощенными представлениями о том, что за любые свои требования нужно платить налогами, люди уплывают в какую-то левую риторику – хочется много чего бесплатного от государства, но при этом отсутствует понимание того, что за это многое платится собственными налогами. А понимание это формируется самой практикой налогообложения.
- Как Вы оцениваете налоговую политику, выстроенную властями Ульяновской области?
- По этому поводу у меня два основных соображения. С одной стороны, в регион активно приходят иностранные инвесторы, и я прекрасно понимаю, что одной из составляющей их привлечения является режим налоговых льгот, предоставляющихся им в Ульяновской области – как в стандартном формате, так и в формате территории опережающего развития. Я уверен, что в регионе постепенно будут задействованы инструменты СПИКов (Специальных инвестиционных контрактов) и региональных инвестиционных проектов, которые дадут возможность предоставлять предприятиям еще большие льготы. С другой стороны, у меня есть впечатление, что работать с собственной налоговой базой и особенно в части налогообложения населения, регион не хочет. Возможно, это связано с особенностями социально-экономического положения.
Фото автора. На фото - Кирилл Никитин (слева) с деканом факультета экономики УлГУ Юрием Вершининым