Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Режиссер Олег Липовецкий сделал Пугачёва лысым ради идеи

В Ульяновске заканчивается подготовка к самой масштабной премьере сезона – спектаклю «Капитанская дочка».

Для презентации спектакля открыли необычное пространство – легендарный подвал, в котором почти месяц под стражей находился Емельян Пугачев. Там он был прикован к стене за пояс и находился в таком положении в темноте и сырости почти месяц. В том, что это не выдумка, жителей убеждает табличка, висящая на здании драмтеатра. Пугачев для нашего города – важный образ, здесь его задержали, симбиряне переломили ход истории, а представления о его кладах до сих пор будоражат ульяновцев.

Героя своего спектакля (в исполнении Марка Щербакова) режиссер Олег Липовецкий делает лысым и без всякой растительности на лице. «Это я лысый с бородой, - улыбается Липовецкий. – Он не должен быть таким же».

Олег Липовецкий

режиссер спектакля «Капитанская дочка»

У нас главное – не исторические совпадения, мы стараемся донести идею. Нам хотелось, чтобы в спектакле не было ничего ненастоящего, неискреннего. Костюмы, детальные декорации – все это не так существенно, важнее передать суть, слово Пушкина. Над инсценировкой работала талантливый драматург Инна Гридина. Она сама с Урала, понимает, где разворачивалось действие пушкинской повести, умеет работать с живым словом. Но к Пушкину она отнеслась с особым трепетом, мне кажется, пиетет перед  ним у всех нас в крови.

Так из небольшого по объему, но очень сильного произведения родилась 44-страничная инсценировка. Она же, в свою очередь, переросла почти в трехчасовое действо. При этом очень необычно само сценическое решение. Художник-постановщик Яков Каждан заставляет актеров действовать не по горизонтали, а по вертикали, выстраивая на сцене сложные леса.

Яков Каждан  

художник-постановщик спектакля «Капитанская дочка»

У нас не было цели сделать что-то модное. И в декорациях, и в костюмах я оставил элементы, намекающие на народный стиль, но это небольшой прием. Для того чтобы сделать идею отчетливее, мы работали в условиях минимализма. Сначала я посмотрел все фильмы по этому сюжету, там много достоверных деталей, запоминающихся массовых сцен. Но все же в театре это реализовать сложнее – мы пошли по пути аллегории.

Еще один полноправный соавтор спектакля – хореограф Ольга Васильева, которая поставила необычные танцы. Она, так же, как Яков, смогла соединить несоединимое, на первый взгляд, - этнику и современное искусство.

- Моя задача – показывать не чувства, а атмосферу, в которой рождается русский бунт, - рассказывает Ольга. – Я сначала хотела работать над образами, раскрывая их в танце, но сами артисты, композитор и режиссер подсказали, что действовать нужно по-другому. Я решила создавать пространство, импровизировать.

Режиссер не стал менять название спектакля, оставив хрестоматийную «Капитанскую дочку». Ведь, по его мнению, скромная Маша Миронова становится причиной всего действия, когда пробуждает любовь двух главных героев.

- Я уверен, что движущая сила истории – любовь, все крутится вокруг нее, - рассказывает Липовецкий. - Об этом пишет Пушкин, об этом же говорим мы. Но «Капитанскую дочку» я не рассматриваю отдельно от «Истории Пугачева». Моя задача – сделать фон (то есть бунт) одним из действующих лиц. На мой взгляд, бунт – это всегда плохо, ведь к изменениям он не приводит. Для создания спектакля я работал не только с пушкинскими текстами, но и с архивными материалами. Кстати, мне удалось найти даже то, чего не видел Александр Сергеевич: сейчас многие документы тех лет рассекретили, и я узнал реальную картину того времени.

Премьера «Капитанской дочки» пройдет 4 и 6 декабря, спектакль откроет III Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы».


Фото автора и фото и видео Ульяновского драматического театра

Нет комментариев
Обсудить