Классику театра абсурда показал Димитровградский театр
Пьесу Эжена Ионеско «Лысая певица» увидели ульяновцы.
24 марта на сцене Ульяновского драматического театра гостил театр из Димитровграда, показав то, что не часто встречается на местных театральных подмостках – классику театра абсурда. Пьеса Эжена Ионеско «Лысая певица» была написана около семидесяти лет назад, пережила массу постановок, и она до сих пор совершенно не будоражит умы, напрямую воздействуя на чувства как благодарной, так и неблагодарной публики. То, что происходит на сцене, способно поставить в тупик любого, кто пытается вникнуть в смысл происходящего, найти в действии какую-либо логику. Вероятно, поэтому режиссёр-постановщик димитровградской версии данного произведения Олег Александров заранее предупредил публику о том, что рассудок следует оставить дома, а сознание лучше вообще отправить в командировку.
Итак! Английские часы отбивают семнадцать английских ударов, миссис Смит перечисляет все, что они ели на ужин, оценивая качество и количество еды, а также строит гастрономические планы на будущее. Мистер Смит читает английскую газету, высказывая недовольство тем, что в рубрике гражданских состояний всегда указывают возраст усопших и никогда не указывают возраст новорождённых. Вскоре компанию им составляет Бобби Уотсон, который умер два года назад, но «до сих пор тёплый».
Смиты поели и на сытый желудок подзабыли, что пригласили на обед семейство Мартинов, но те несколько часов простояли под дверью, не решаясь войти, пока им не откроет служанка Мэри. Им кажется, будто они где-то уже встречались, но никак не могут вспомнить где именно. Но это не может испортить вечера, поскольку нашлось преинтереснейшее занятие: выяснять, есть ли кто-то за дверью, если в неё звонят. Опыт показывает, что там нет никого, а логика – что кто-то всё-таки должен быть. Их рассудил зашедший «на огонёк» пожарный, посчитавший, что отчасти правы все: когда звонят в дверь, иногда там кто-то есть, а иногда никого нет.
Впрочем, излагать содержание бессмысленно. Оно, конечно, есть, но суть происходящего осмыслению не подлежит, а воспринимается не только в потоке реплик, но и в динамике движений, в картинке, в перевоплощениях героев в «кукольные» персонажи.
Кстати, экспертный совет национального фестиваля «Золотая маска» признал высочайший уровень спектакля «Лысая певица» в постановке Олега Александрова и рекомендовал показать его в Европе.
После показа спектакля на недавнем фестивале в Буинске казанский театральный критик Нияз Игламов был более конкретен в суждениях: «До сегодняшнего момента я относился к драматургии абсурда со скепсисом, потому мне казалось, что это такая тупиковая ветвь театральной эволюции. Мне казалось, что это такая драматургия, которая исчерпала себя в плане смысла. Она интересна, она занимательна с театроведческой точки зрения. Ваш спектакль — редкая возможность увидеть спектакль по классической пьесе абсурда, в которой сделана важная попытка не использовать бессмыслицу в умножении этих смыслов».
Тем, кто видел «Лысую певицу, может показаться, что автор очень не любит англичан, приписывая им перманентный маразм как норму поведения. Но, скорее всего, англичане просто «попали под горячую руку». Люди, не зависимо от их национальности и социального статуса, часто не замечают, сколько бессмысленности в их поступках, словах и отношениях. Спектакль ничуть не помогает это осознать, но даёт возможность это в полной мере почувствовать.
И, судя по всему, цель воздействовать на эмоциональные струны зрителей была вполне достигнута, поскольку в финале прозвучали заслуженные овации, которыми публика усердно приветствовала вышедших на поклон артистов. На поклон, кстати, вышли все – даже труп Бобби Уотсона.
Кстати, возникает вопрос: откуда взялось название? При чём тут лысая певица? Да, в общем-то, ни при чём…
Фото автора