Что делать, если вам не хватило места в самолёте по купленному билету
Столкнувшись с овербукингом, важно не растеряться и грамотно отстаивать свои права. Mosaica.ru подскажет, как это сделать.
Овербукинг в сфере авиасообщения – продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолёте. Именно так авиакомпании увеличивают прибыль и повышают экономическую целесообразность рейсов. С одной стороны, это оправдано: по статистике около 10 % пассажиров отказывается от билетов менее чем за сутки до полёта или же вовсе не приходят на рейс.
Что делать в такой ситуации?
Вариантов немного. Вы можете согласиться с предложениями сотрудников авиакомпании: оформить билет на следующий рейс либо бесплатно взять билет на более удобный рейс другой авиакомпании в качестве альтернативы несостоявшемуся полёту. Вот только такое перебронирование – это дополнительное соглашение к договору перевозки. Туда вписывается номер нового рейса и новый номер брони. Поэтому, подписав такое соглашение, ваши шансы на получение компенсации затрат, возникших из-за невылета первоначальным рейсом, снижаются. Если вы согласитесь с предложенными авиакомпанией вариантами, сохраните подтверждающие инцидент документы. Если сотрудники авиакомпании не идут с вами на контакт или предложенные ими варианты вас не устраивают, вы можете привлечь авиакомпанию как к административной, так и гражданско-правовой ответственности.
Какие документы мне понадобятся для защиты своих прав?
Документ, подтверждающий, что ваш полёт не состоялся, хотя вы и прибыли на регистрацию в назначенное время. Это может быть маршрутная квитанция с отметкой представителей авиакомпании о том, что вы не вылетели в указанное в билете время. Также нужна справка из аэропорта, о том, что полёт не состоялся. Её вы можете получить на информационной стойке в аэропорту. Если вы не можете по каким-то причинам получить документы, фиксируйте происходящее с помощью видео- или аудиозаписи. Ещё понадобятся талоны и квитанции, подтверждающие оплату билета.
С чего мне начать?
Составьте претензию в двух экземплярах в адрес авиакомпании. Изложите всё, что вас не устраивает. Документ можно оставить сотрудникам авиакомпании в аэропорту (один экземпляр сохраните у себя с отметкой о получении). Если сотрудников авиакомпании нет на месте, то претензию направляйте по почте с уведомлением о доставке и описью вложения.
Что я могу потребовать у перевозчика?
Можно требовать компенсацию стоимости билета, возмещения дополнительных расходов, возникших в связи с инцидентом (стоимость билета другой авиакомпании; стоимость поездки на такси, если пришлось ехать в другой аэропорт и т.п.). В этом случае к претензии на компенсацию также необходимо приложить чеки, квитанции и иные документы, подтверждающие затраты. Можно потребовать возмещения морального вреда.
В какой срок можно направить претензию?
В течение 6 месяцев с даты рейса, на который вас не посадили.
Как долго ждать ответа авиакомпании?
У авиакомпании есть 30 дней на ответ по претензии с даты получения. Если по истечении этого периода вам так и не ответили, обращайтесь в суд. Обязательно делайте копии всех документов, которые направляете в авиакомпанию, а также сохраняйте почтовые уведомления об отправке вашей претензии.
А как подавать в суд?
Нужно составить исковое заявление, в котором подробно описываем факты неправомерного поведения авиакомпании. Прилагаем к иску копии документов, подтверждающие не состоявшийся полёт и другие. Все копии документов, за исключением искового заявления, прикладываются в двух экземплярах. Иск рекомендуется прикладывать в трёх экземплярах, один останется у вас с отметкой работников суда о его принятии в работу. При ведении дела в суде, для представления ваших интересов, рекомендуем обратиться к юристу.
А если я хочу привлечь компанию к «административке»?
Нужно подать жалобу в адрес транспортного прокурора по месту нахождения авиакомпании. Просим провести проверку законности её действий. Прикладываем все копии документов, которые есть. По результатам проверки прокурор может возбудить в отношении авиакомпании дело об административном правонарушении или принять иные меры реагирования. Об этом вы получите официальный ответ.
Надеемся, что наши простые советы помогут вам защитить свои права и в случае необходимости взыскать сумму компенсации с авиаперевозчика.