Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Вместо актеров - тени. Всю правду о Шерлоке Холмсе раскрыли в Ульяновском театре кукол

Уникальный московский спектакль адресован и детям, и их родителям.

Семен Архангельский
Семен Архангельский

В Ульяновском театре кукол проездом побывали Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Московский детский театр теней привёз спектакль «Шерлок. Продолжение», где представлены две леденящие душу новеллы - «Вампир из Сассекса» и «Пёстрая лента». Причём, о существовании первой из них при жизни не знал даже сам автор «Шерлока Холмса» Артур Конан-Дойл, а вторая отличается от версии доктора Ватсона тем, что в ней всё – правда до мельчайших деталей. Не исключено также, что действие происходит в России, поскольку знаменитый сыщик, сидя в кресле, почему-то читает не «The Time», а «Петербургские ведомости»…

Фото: Семен Архангельский

Словом, инсценировку, созданную сценаристом и сатириком Сергеем Плотовым, смело можно отнести к жанру иронического детектива, не смотря на то, что речь идёт о жутких, леденящих душу событиях. Впрочем, ни взрослые, ни дети категории «12+» ужаса не испытали, хотя последние вели себя до поры до времени довольно буйно…

О том, как такой спектакль получился, подробно рассказал один из его авторов – режиссёр и художник-постановщик Виктор Никоненко.

- Виктор Леонидович, тема Шерлока Холмса – одна из самых популярных, особенно в кино и на телевидении. Почему вы решили, что её необходимо раскрывать ещё и на театральных подмостках?

- Первоначально задумывалось сделать «триптих», где кроме двух представленных сегодня новелл, фигурировала ещё и «Собака Баскервилей». И придумал этот спектакль не я. Меня пригласили в качестве художника-постановщика. Я начал работать с тремя режиссёрами, у которых возникали самые разнообразные идеи, материал менялся, в театре шёл ремонт, а когда он закончился, мне предложили сделать и режиссуру… Так что эта работа возникла спонтанно.

- А то, что эта идея не из тех, что вы сами выносили, как-то отразилось на творческом процессе?

- Конечно, чаще бывает так, что я сам придумываю спектакль, «одеваю» его и предлагаю режиссёру. И режиссёр пытается делать это своим. У меня было сложное отношение к этой детективной литературе и дедуктивному методу, и я решил ненавязчиво, по-театральному, поёрничать над Конан-Дойлем… Даже не над ним, а над «творческим методом» доктора Ватсона, которому нужно было писать быстро, для газеты, да ещё и так, чтобы угодить читательской массе. Это своего рода пародия на бульварную литературу. А чего бы не посмеяться?! Правда, мне очень нравится актёр, исполняющий роль Ватсона, и я решил сделать так, чтобы в конце концов он оказался прав, чтобы он победил.

Виктор Никоненко | Фото: Семен Архангельский

- Значит, ваше личное отношение к актёру повлияло на развитие сюжета?

- Да. Так постепенно придумался спектакль, и в конце концов я почувствовал, что он мой.

- Однако в спектакле есть отдельные моменты, которые способен понять и оценить только очень искушённый зритель, но никак не школьник от двенадцати лет…

- Когда в зал приходят группы школьников в сопровождении только педагогов – это, как правило, бывает страшно. И в Ульяновске тоже порой спектакль начинался с совершенно дикой обстановки в зале. Первые десять минут стоял ор, детки кричали в полный голос. Но постепенно спектакль входил в них. Понятно, что не могли подростки вникнуть во все детали режиссёрского замысла и актёрской игры, но они приняли спектакль и что-то отложилось у них в сознании. Если бы спектакль остался им неинтересен, они бы не успокоились, несмотря на замечания и окрики педагогов.

Вообще-то, мне кажется, что неправильно водить детей на спектакли классами или группами из детских садов. Идеальный зрительный зал – когда приходят дети с родителями.

- Есть ли ещё какие-либо планы, связанные с Ульяновском?

- Сейчас идёт работа над спектаклем про Федота-стрельца в Ульяновском театре кукол. Я здесь выступаю в роли художника-постановщика.

Фото: Семен Архангельский

- Кто его только ни ставил! По России были тысячи постановок. Наверное, непросто создать что-то принципиально новое…

- У меня к этому материалу совершенно конкретное отношение: я считаю, что Леонид Филатов создавал его как моноспектакль и лучшим его исполнение я считаю авторское исполнение – был такой телефильм, где автор читает его за всех персонажей. Был фильм, который мне не показался удачным. И здесь по замыслу будет такой площадной спектакль, где каждая кукла – как маленький театр, и каждый актёр может говорить текст за любую куклу. С режиссёром Владимиром Бирюковым мы работаем вместе уже более тридцати лет, так что надеюсь, что всё получится. Дата премьеры уже назначена.

Нет комментариев
Обсудить